Ирина Мироновская
Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Публикация «Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсoрнoе развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, которое является залогом успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений.
В сенсoрнoм воспитании детей основное место, начиная с трех лет, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов – сложный процесс. При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Обучающие игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
Продуктивность дидактической игры предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 элемента:
1. Дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет».
2. Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару и т. д.).
3. Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Методические приемы:
- непосредственное восприятие предмета, игрушки;
- показ с называнием (это кошечка);
- пояснение к тому, что видят дети (это Ваня пришел; Петя идет гулять);
- просьба-предложение (Маша, давай, покорми попугая);
- многократное повторение слова;
- активное действие детей;
- приближение объекта к детям;
- задание детям (иди, Катя, покорми собачку);
- вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные);
- художественное слово.
Практика показала, что использования дидактических игр с сенсорным содержанием, интенсивнее происходит у детей младшего возраста при условии, что проводить их следует в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.
В педагогическом процессе создаются условия для сенсорного развития детей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, их самостоятельной деятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В сенсорном уголке находятся различные предметы на развитие разных видов восприятия.
1. Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.
2. Для развития осязания применяются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями.
3. Для развития мелкой моторики рук и для ознакомления с различными свойствами предметов изготавливаются дидактические игры и пособия : «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь» и т. д.
В работе по сенсорному развитию детей используются игры в разные периоды режимных моментов в утреннее время, перед обедом и в вечернее время. Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности.
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно, для этого надо применять разные формы и методы в работе с родителями:
- беседа-метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу. («Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей», «Мягкая адаптация ребёнка» т. д.);
- консультации-плановые и внеплановые-одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам. («Сенсорное развитие детей раннего возраста» и т. д.);
- родительское собрание-форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
- анкетирование-метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
- уголок родителей (стенды)-наглядная форма предъявления информации.
- памятки хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
«Использование дидактической игры в домашних условиях»
Игра «Песочница» на кухне»
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша.
Игра «Стирка»
Постираем белье. Белый лист бумаги мнем его, сначала одной рукой потом другой, приговаривая:
«Мы бельё стирали, кадке полоскали,
Выжали, развесили, то-то стало весело!»
Потом разгладим лист и прищепим прищепками. Белье сушиться.
Игра «Веселые прищепки»
Если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? (круглое). А какого оно цвета? (желтое). И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
Игры с крупами
Дети очень любят игры с крупами, это тактильные ощущения и массаж. Очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе мы используем фасоль и бобы. Давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, приговаривая:
«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют.
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая.
Воду моря и реки загребают, плавая».