Светлана Кочупалова
Конспект занятия «Семейный разговор об Ивановском крае» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через совместную работу.
Задачи:
-развитие познавательно-исследовательской деятельности через зрительное, слуховое, тактильное восприятие окружающего мира;
-формирование умения свободного общения;
-развитие устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
- вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада.
- дать детям и родителям возможность продемонстрировать свои знания, приобрести новые.
Публикация «Конспект занятия „Семейный разговор об Ивановском крае“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской позиции-одна из главных задач, стоящих перед обществом и государством. «Детско-родительские мероприятия» способствуют усилению роли родителей и педагогов в процессе формирования и развития семейных ценностей у подрастающего поколения. Летом 2018 г. Ивановской области исполнилось 100 лет, только тогда наш край назывался Иваново-Вознесенским. События тех лет коренным образом повлияли на жизнь населения. Не осталось в стороне и искусство Палеха. Нашей малой родины. О значимости семьи, человека в жизни общества и государства мы рассмотрим обратившись к известной династии палехских художников-Шемаровым.
Иваново-было такое село,
Где делать умели немало чего.
Ивановский говор, свой русский акцент
Иваново - город, промышленный центр.
России частица-ивановский край,
Цветастого ситца сияющий май.
Ю. Орлов
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете о чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, о частице России, о месте «где делать умеют немало чего.»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об Ивановском крае, по другому можно сказать Ивановской области (слайд №2 работа со слайдом).
Посмотрите какой он большой. Здесь много городов и поселков, сел и деревень. Давайте вспомним в каких местах Ивановской области вы семьей уже бывали? (ответы).А как называется поселок в котором мы живем (Палех).На территории области много рек, озер, водохранилищ. Самая крупная река-Волга (слайд №3).По ней ходят суда, там водится много рыбы. Ребята, а вы знаете название реки которая протекает в нашем п. Палех? (Палешка).
Гордостью и богатством Ивановской области являются леса (слайд №4).
Ребята, давайте вспомним название деревьев, которые растут в наших лесах (Работа в парах вместе с родителями с пазлами, нужно собрать изображение дерева. Ответы детей - береза, ель, сосна, дуб, осина).
Молодцы, а сейчас давайте немножко разомнемся.
Проведем физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише. тише, тише,
А деревце все выше (движения по тексту).
Ребята, а какие звери живу в лесах Ивановской области? Посмотрите на слайд (слайд №5 ответы детей).
Давайте послушаем стихи о природе нашего края (читают дети).
1. В сосняке воздух чист и позрачен.
Тишина. Дятел вдруг застучит.
По ветвям белка весело скачет.
Еж в траве о своем проворчит.
2. Всюду леса и поля
Взор покоряют цветы.
Сердцу родная земля,
Край неземной красоты.
Давайте вспомним как называется наш край? (Ивановская область). А областной центр? (город Иваново-слайд №6)
Да, и нашей Ивановской области летом этого года исполнилось 100 лет. Только тогда наш край назывался Иваново-Вознесенским, а город Иваново Иваново-Вознесенском.
Я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Готовы? (Да).
(Слайд №7)
Перед вами наш город Иваново (Иваново-Вознесенск) 100 лет назад. Здесь было много фабрик, заводов, где работало огромное число рабочих. На текстильных фабриках выпускали ткани. Первым губернатором нашей области (по старому губернии) был М. В. Фрунзе (слайд №8).Он много сделал для развития культурной жизни губернии. Стала издаваться газета «Рабочий край», открывались учебные заведения.
Наш Палехский район тоже вошел в состав Иваново-Вознесенской губернии, затем Ивановской области. Как же протекала жизнь в нем? Об этом нам расскажет Широкова М. В. (мама воспитанницы). Население занималось льняным ткачеством, оригинальной вышивкой, резьбой по дереву, земледелием. Известность Палеху (слайд №9)принес иконописный промысел. Чтобы стать мастером-иконописцем, дети обучались на протяжении 6 лет. Учили мальчиков 6-10 лет сажая рядом с опытными мастерами (слайд№10).Шло время, жизнь менялась, на смену иконописи пришла лаковая миниатюра (шкатулки, ларцы,пластины)любимая тема-сказки. Экспонаты мы с вами видели в Государственном музее Палехского искусства (слайд №11). Ребята, у многих из вас родители художники. Расскажите и покажите, что они пишут сейчас (домашнее задание ответы детей с показом произведений лаковой миниатюры).
Сеичас в Палехе работают иконописные мастерские, художники расписывают храмы по всей России, занимаются лаковой миниатюрой. Произведения палехских мастеров известны во многих странах. За долгие годы творчества сложились династии художников. Одна из них-династия Шемаровых, где хранят и передают семейные и творческие традиции от поколения к поколению. Об этом нам расскажет главный хранитель ГМПИ Шемарова О. В.
Художник, учитель, защитник Отечества - М. И. Шемаров, прадедушка Вани Шемарова воспитанника нашей группы.
Династия художников Шемаровых одна из известных в Палехе, история рода уходит в далёкое прошлое. Михаил Иванович - коренной палешанин. Он родился 24 октября (6 ноября) в семье И. Н. и О. И. Шемаровых. По окончании профшколы «Древней живописи» в 1934 году, он поступил учиться в Палехское художественное училище им. М. Горького. Его студенческие годы проходили в 1934 -1939 годы. А осенью 1939 года был призван в армию, направлен на учёбу в Киевское танковое техническое училище им. С. К. Тимошенко, которое окончил в мае 1941 года.
Великая Отечественная война застала палешанина на полпути в Среднюю Азию. Участник обороны Москвы, Курской битвы, других легендарных сражений Великой Отечественной на Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах, он был награждён орденами и медалями, а получив под Кенигсбергом тяжёлое осколочное ранение в голову и потеряв глаз, вернулся домой на мирную службу - службу искусству и воспитанию молодых художников.
После войны был назначен на должность директора Палехского художественного училища, затем преподавал живопись, рисунок и композицию палехской миниатюры. До 1974 года трудился в Палехских художественно-производственных мастерских. С 1960 г. участвовал в различных художественных выставках. С 1962 г. - член СХ РСФСР.
Работы М. И. Шемарова хранятся в ГМПИ, Государственном русском музее, Российском художественном фонде.
Похоронен художник в Палехе.
В наследство потомкам Михаил Иванович оставил не только выдающиеся художественные произведения, но и свой дневник, в котором подробно описал историю своего рода, жизнь села-академии и его населения в прошлом веке.
И знают в каждом уголке земли,
Жемчужину Ивановского края,
В Златом кольце-есть Палех для Руси,
Он знаменит и время его славит (читает ребенок).
Мы с вами заканчиваем разговор-путешествие по родному краю, что нового вы сегодня узнали?
(Воспитатель с детьми и родителями подводят итоги. Говорят, что им особенно запомнилось).
Воспитатель:
Благодарю всех за внимание.