Елена Спичкина
«Разговор об осеннем клене». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• Закрепить знания детей о признаках осени : желтый листочек, розовый листочек;
• Продолжать учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по его содержанию используя полные предложения.
• Вводить новые и закреплять знакомые словосочетания: клен, убранство, цветок одуванчика, зачарован, поражен, утренняя заря, розовый, ласковый, вечернее зарево, иволга;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы;
• Закреплять навыки работы с акварельными красками.
Вводная часть.
Публикация «„Разговор об осеннем клене“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Дерево Клен, кленовые листья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитатель демонстрирует картинки с осенними деревьями (береза, дуб, клен) и спрашивает у детей: «Как называются эти деревья? Покажите, на какой картинке изображен клен. Видели ли вы раньше клен?»
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с миниатюрой В. А. Сухомлинского «Осенний клен».
Основная часть.
Мы вошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, праздничном убранстве, а листочки не задрожат и не зашепчут.
- Смотрите, дети, клен спит. И снится ему все, что он видел от весны и до осени. Вот желтый листочек – будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспомнил одуванчик, - листочек и пожелтел.
- А там, видите, листочек – будто утренняя заря – розовый и ласковый. А этот – будто вечернее зарево перед ветреным днем.
- Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. На верное сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.
Мы, затаив дыхание, смотрели на красоту. Все замолчали, словно боялись потревожить волшебный кленовый сон.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поговорим о этом небольшом рассказе. Скажите мне, что делает в этой миниатюре клен?
Ответы детей: Клен спит.
Воспитатель: Что снится клену?
Ответы детей: Клену снится все, что он видел от весны и до осени.
Воспитатель: Какого цвета листочки клена?
Ответы детей: У клена желтые листья.
Воспитатель: На что, по словам автора, похож желтый листочек?
Ответы детей: Желтый листочек похож на одуванчик.
Воспитатель: Покажите картинки с желтым листом клена и цветочком одуванчика.
Воспитатель: С какой птицей связывает автор яркий листочек клена в миниатюре?
Ответы детей: Яркий листочек автор сравнивает с иволгой.
Воспитатель: Дети, видели ли вы иволгу? Найдите и покажите картинки с изображением иволги и листьев клена. Как вы считаете, похож цвет листьев клена на окрас иволги?
Ответы детей: Цвет листьев клена похож на окрас иволги.
Воспитатель: По каким признакам можно отличить одно дерево от другого?
Ответы детей: Деревья можно отличить по стволу, листьям и кроне.
Воспитатель: Кто скажет, что такое крона?
Ответы детей: Крона дерева – это совокупность веток и листьев, можно сказать – силуэт дерева.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи кроны деревьев? Вот перед нами геометрические фигуры – круг, овал, треугольник. Давайте попробуем приложить к картинкам с изображением ели, березы и клена именно ту фигуру, на которую похожа крона дерева.
Ответы детей: Крона березы похожа на овал, крона ели – на треугольник, клена – на круг.
Воспитатель: А теперь, давайте с вами немного поиграем.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Ребята, давайте теперь мы сами попробуем себя в роли осени. Проходите за свои рабочие места. Для вас приготовлены вырезанные из бумаги шаблоны кленовых листьев. Ваша задача разукрасить эти листочки красками. Какие цвета можно использовать?
Ответы детей: Можно использовать желтый, оранжевый, красный, розовый, вишневый, коричневый, зеленый цвета.
Воспитатель: Затем каждый ребенок по очереди приклеивает свой листик на веточку. Можно часть листьев приклеить к подножию дерева, как – будто они опали.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение. Дети выполняют работу под музыку.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, так чем мы с вами сегодня занимались?
Ответы детей:
• Вспоминали названия деревьев.
• Слушали и обсуждали рассказ В. А. Сухомлинского.
• Мы узнали, почему листья клена разного цвета.
• Определяли, на какую геометрическую фигуру похожа крона деревьев.
• Раскрашивали осенние листья.
Воспитатель: Мы с вами продолжим на прогулках рассматривать деревья, их кроны, листья, ветви, сравнивать кроны деревьев с геометрическими фигурами.