Анна Кириллова
Семейный клуб как основа сотрудничества семьи и образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Родители и педагоги должны занимать взаимодополняющие позиции.
Взаимодействие с семьей – одной из приоритетных направлений работы нашего учреждения. Именно поэтому, для более продуктивной работы, в 2013 году на базе одной из групп ДОУ и был организован Семейный клуб.
Целью работы нашего клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи:
– сформировать у родителей убеждение в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
– познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии на конкретных примерах (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники);
– проинформировать о том, что семья на всех этапах развития нуждается в помощи специалистов.
– популяризировать деятельность ДОУ среди населения города.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в ОУ. От инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивается нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделяется ее содержанию и методам.
Для этого мы максимально разнообразили формы взаимоотношений с семьями воспитанников.
В настоящее время Семейный клуб активно ведет свою работу по разным направлениям:
- физкультурно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- наглядно-информационное
- познавательное
- досуговое
- информационно-аналитическое
1. В рамках ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО направления мы реализовываем долгосрочные и красткосрочные здоровьесберегающие и валеологические проекты. В рамках одного из проектов изготовили комплекс дорожек для закаливающих процедур. Обогащаем предметно-развивающую среду спортивного уголка в группе, изготавливаем спортивный инвентарь для игр и соревнований на участке. Совместно с родителями изготовили кольцебросы, игрушки Бильбоке, эспандеры, тренажеры для метания и кегли, а также оснастили площадку для прогулок безопасными спортивными приспособлениями.
В разное время года мы организовываем походы и прогулки на спортивный стадион, Слаломную гору.
И конечно, систематически проводим спортивные соревнования, которые доставляют массу положительных эмоций и детям, и их родителям.
2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ направление включает в себя всевозможные мастер классы (роспись елочных игрушек, пошив игрушек из фетра, акриловая роспись, изготовление логопедических дыхательных тренажеров, куклы-обереги и много другое). Пошив и изготовление костюмов и декораций к спектаклям. Организация выставок в ДОУ. На протяжении всех этих лет наш детский сад участвует в городском и краевом конкурсе ландшафтных проектов, и родители активно включены в процесс созидания на территории ДОУ.
Так же мы активно участвуем в Фестивале семейных клубов, неоднократно принимали участие в межрегиональном конкурсе актерского мастерства «Внуки Станиславского», а так же не пропускаем ежегодные конкурсы городского и краевого масштаба, такие как – «Масленица», «Ода огороду», «День Победы».
3. НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ направление в нашем семейном клубе традиционное. Выпуск ежеквартальной газеты нашего детского сада. Размещение информации в уголках специалистов – инструктора по физическому воспитанию, логопеда, психолога, медика. Своевременное ознакомление с нормативно-правовой документацией. Практические советы педагогов. А также оформление фотовыставок по различной тематике.
4. В рамках ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО направления мы проводим традиционные собрания, консультации, круглые столы. Собираем родителей на дискуссионные встречи. Организовываем индивидуальные беседы. Приглашаем желающих на Открытые занятия, Дни открытых дверей.
Проводим интеллектуальные и познавательные игры: «Крокодил», «Это мой ребенок?», «Минута Славы», «Вечер настольных игр», «Викторина».
За эти годы было организованно великое множество экскурсий. Детская Эколого-биологическая станция, Дендрарий, ДК, почта, библиотека, Городская Администрация, пожарная часть, банк, Фабрика елочных игрушек, спортивный стадион, Эко-парк «Адмирал» и многое другое.
5. Также мы максимально стараемся разнообразить и ДОСУГОВОЕ направление. Праздники и концерты мы проводим не только традиционные, но и тематические. Так, в нашей группе стали ежегодными «Дни именника», «День Матери», «День пожилого человека», осенняя Ярмарка, «День рождение Деда Мороза», 23 февраля, 1 июня. В течение года мы организуем увлекательные Квесты и всевозможные развлекательные проекты для наших детей - «Поиски Сокровищ», «Пожарная безопасность», «Куда полетели птицы?», «Как зимой в лесу выжить?», «Эксперименты» и т. д.
При постановке спектаклей, для участия в различных мероприятиях, родители активно включены в работу по изготовлению реквизита и декорация, пошива костюмов, а также непосредственного участия в театрализованных представлениях. Необычным опытом была организация «Праздника наоборот». 1 июня родители приготовили для детей концерт, который включал в себя танцы, песни, инсценировки, игру на музыкальных инструментах. Но не просто номера подготовили и представили родители. Они выбрали лучшие и наиболее яркие выступления, которыми их порадовали дети в течение года. Восторгу детей не было предела! Фееричный концерт еще долго обсуждался среди наших воспитанников. А родители приобрели незабываемый опыт работы перед публикой.
6. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ направление включает в себя:
анкетирование, тестирование, опросы. Помимо этого в нашей группе функционирует «Почта Доверия».
При организации и ведении такой формы работы с родителями, мы добились следующих результатов:
- более 90 % семей воспитанников включены в работу клубу, и активно участвуют в жизни ДОУ и города, т. е. стали активной социальной системой;
- повысилась психолого-педагогическая культура родителей;
- расширился и восстановился воспитательный потенциал семьи;
- родители активно включены в процесс социального воспитания;
- между субъектами образовательного процесса : детьми, родителями и воспитателями установлены партнерские отношения.
Именно эта стойкая активная социальная позиция, сформированная в дошкольном детстве подрастающего поколения, и выстроенная на взаимоотношениях «педагог-ребенок-родитель», позволит родителям и в будущем, на протяжении всего периода обучения, сохранять заинтересованность и участвовать в жизни своего ребенка. С сентября 2018 года практику ведения Семейного клуба мы внедряем на всех возрастных группах нашего учреждения.