Таисия Климина
Проект «Семейный клуб «Мамин хвостик»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Публикация «Проект „Семейный клуб „Мамин хвостик“» размещена в разделах
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта : создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта : общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта :
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
• педагогическая гостиная;
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники;
• открытые занятия;
• дни открытых дверей;
• родительские собрания;
• практикумы;
• прогулки, экскурсии;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта :
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• мини-педсовет “Детский сад и семья” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Награждение участников проекта в различных номинациях.
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Презентация проекта :
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
План работы над проектом
Формы проведения общения Сроки Содержание Участники
Анкетирование родителей на предмет социального заказа Сентябрь Сбор информации на предмет социального заказа воспитатель
Составление социального паспорта группы Сентябрь Сбор данных для составления социального паспорта группы Родители, воспитатель
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” Сентябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатель
Родительское собрание Сентябрь Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети
Организация педагогической библиотеки В течение года Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей Старший воспитатель, воспитатель
Консультация на тему: “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатель
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатель
Консультация: “Составление родословной” Ноябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатель
Открытое письмо маме Ноябрь Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей Воспитатель, дети
Оформление группы В течение года Совместное создание предметно-развивающего пространства Родители, дети, воспитатель
Семейные традиции Декабрь Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” Родители, дети, воспитатель
Новый год. Организация праздника для детей Декабрь Вовлечение родителей в проведение новогоднего утренника для детей Родители, дети, воспитатель
Встреча с интересными людьми Январь Рассказ родителей о своих профессиях Воспитатель и родители
Интервью о папе. Благодарность папе от мам Февраль Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам Родители, дети, воспитатель
Встреча “Мой папа самый лучший” Февраль Организация досуга для родителей и детей Родители, дети, воспитатель
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” Февраль Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей Родители, дети, воспитатель
Выставка рисунков “Цветы для мамы” Март Творческая работа детей Дети и воспитатели
Концертная программа, посвященная 8 марта Март Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
Развлечение “1 апреля – день смеха” Апрель Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей Музыкальный руководитель, воспитатель, дети
Акция: “9 мая – День Победы” Май Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Родители, дети, воспитатель
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта Май Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях Заведующая ДОУ, воспитатель, дети и родители
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация взаимодействия с семьей – работа сложная и многогранная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется инициативой, толерантностью педагогов и их любовью к детям. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы даё т определенные результаты: родители из «зрителей», «обывателей» и простых «наблюдателей» стали активными участниками встреч, единомышленниками и помощниками воспитателя. Родители теперь не просто соглашаются на просветительскую установку со стороны педагога, а делают порой смелые шаги, соглашаясь на роль равноправного участника воспитательно-образовательного процесса в атмосфере взаимоуважения. Они стараются участвовать в творческих конкурсах и проектах. Активность родителей в реализации продуктивной деятельности говорит о том, что современные формы взаимодействия с семьёй ими принимаются, более того поощряются, являясь востребованными.
Убеждаясь в заинтересованности родителей жизнью детей, ребята становятся более открытыми, раскрепощёнными, они свободнее общаются не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Привлекая внимание родительского сообщества в воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся учитывать региональные особенности, социокультурную среду, традиционный и новаторский опыты взаимодействия между нами.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность и включение родителей в непосредственную образовательную деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, а также семьи между собой. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Модернизация системы дошкольного образования в России в соответствие с ФЗ «Об образовании…» предъявляет всё более сложные требования к ДОО,и, соответственно к качеству предлагаемых организацией образовательных услуг. Таким образом, нам необходимо и дальше инновировать формы, методы, приёмы и средства социального партнерства и сотрудничества с семьёй, с родителями.
Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Логос, 2010.
2. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : Сфера, 2005 год
4. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
5. Материалы семинара «Технология Кайдзен в дошкольном образовании», предоставленные образовательным холдингом «Детство без границ» от 01.02.2017 г.
6. Обобщенные инновационные формы родительского собрания в ДОО Галстян Стеллы Гамлетовны, 2016 г. г. Челябинск
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Текст) – 2014 г.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ