Папки-передвижки

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Татьяна Костюченко
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Информационно-аналитические формы

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об от-ношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы

Публикация «Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах

Анкетирование Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

Опрос Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека

Интервью и беседа Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами, с другой — делает эту группу методов субъективной (не слу-чайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации)

Познавательные формы

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с

особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков

Практикум Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Лекция Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания

Дискуссия Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление

Круглый стол Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого

Симпозиум Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы

Дебаты Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон

Педагогический совет с участием родителей Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей

Педагогическая лаборатория Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях

Родительская кон-ференция Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ной участвуют не только родители, но и общественность

Общее родитель-ское собрание Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспи-тания, оздоровления и развития детей

Групповые роди-тельские собрания Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

Аукцион Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме

Вечера вопросов и ответов Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей

Родительские вечера Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок

Родительские чтения Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении

Родительский тренинг Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным

Педагогическая

беседа Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи

Семейная

гостиная Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми

Клубы для родителей Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в вос-питании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания

Дни добрых дел

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями

День открытых дверей Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию

Неделя открытых дверей Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности

Ознакомительные дни Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение

Эпизодические по-сещения Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней

Исследователъско-проектные, роле-вые, имитацион-

ные и деловые В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения

участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение

Досуговые формы

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми

Праздники, утрен-ники, мероприятия (концерты, сорев-нования) Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей

Совместные походы и экскурсии Укрепляют детско-родительские отношения

Письменные формы

Еженедельные за-писки Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию

Неформальные записки

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы

Личные блокноты Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости

Письменные отчеты о развитии ребенка Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов

Наглядно-информационные формы

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя

Информационно-ознакомителъные Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты

Информационно-просветительские Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

№ п/п Направления взаимодействия Формы взаимодействия

1 Изучение семьи, запросов, уровня психолого- педагогической компетентности, семейных ценностей Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах

2 Информирование родителей Рекламные буклеты;

журнал для родителей;

визитная карточка учреждения;

информационные стенды;

выставки детских работ;

личные беседы;

общение по телефону;

индивидуальные записки;

родительские собрания;

родительский клуб;

сайт организации,

передача информации по электронной почте и телефону;

объявления;

фотогазеты;

памятки

3 Консультирование родителей Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

4 Просвещение и обучение родителей Семинары-практикумы, мастер-классы:

— по запросу родителей;

— по выявленной проблеме (направленность— педагогическая, психологическим, медицинская, семейно-образовательное право); приглашение специалистов;

сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет;

творческие задания;

тренинги;

семинары;

подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении

5 Совместная деятельность детского сада и семьи Попечительский совет;

родительский комитет;

дни открытых дверей;

организация совместных праздников;

совместная проектная деятельность;

выставки совместного семейного творчества;

семейные фотоколлажи;

субботники;

экскурсии;

походы;

досуги с активным вовлечением родителей

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения и семьи В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства,.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,.

Презентация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» «Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский.

Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ В современной педагогике больше не ведется спор о том, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. Поэтому.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения и семьи В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Подготовила воспитатель Абдурагимова З. И. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 23:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Костюченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД