Ольга Вахитова
Серия уроков с применением ТРИЗ технологии «Сегодня дошколята, завтра школьники»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1.
Цель:
• Расширить знания детей о сове, как о символе мудрости.
• Уточнение и укрепление представления о «1 сентября» и школе.
• Развитие речевой активности детей, умение отвечать на вопросы
• Развитие мышления и памяти детей.
• Воспитывать интерес к учебной деятельности.
• Рассмотрение и заучивание правил поведения в школе.
Оборудование:
• Макет совы.
• Иллюстрация «идем в школу», «на уроке».
• Карточки с правилами поведения в школе.
Ход урока:
1 часть.
Публикация «Серия уроков с применением ТРИЗ технологии „Сегодня дошколята, завтра школьники“» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям осмотреть группу и найти нового жильца (сову). Дети осматриваются и показывают на макет совы. Воспитатель спрашивает их, что это за птица. Дети отвечают.
Все садятся за столы напротив доски.
Воспитатель спрашивает у детей, что символизирует сова? (мудрость). Почему? Ответы детей.
Воспитатель рассказывает о сове.
Наличие «лица» с расположенными на нем глазами и наличие ушных раковин придает сове сходство с человеком.
А создание постоянных пар (семей, наличие разновозрастных детей, где старшие ухаживают за младшими и забота родителей в отношении своих детей, еще больше увеличивают их сходство с людьми.
Неподвижные глаза совы создают ощущение спокойствия, не суетливости, вдумчивости. Эти необыкновенные глаза делают ее похожей на ученого, чьи большие очки сильно напоминают глаза «мудрой совы». Умение отлично видеть в темноте делает ее символом проницательности, а поведение, напоминающее философов, стремящихся к уединению — символом мудрости и знаний. Вот такая это необыкновенная птица – символ образования во всем мире.
2 часть.
Работа с детьми по иллюстрациям.
Воспитатель:- Кто изображен на картинке? (Дети).
-Что они делают? (Идут в школу.)
- Рассмотрите, как они одеты? (Нарядно).
-Правильно, дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. А что у детей за спиной? (Ранец, портфель).
-А зачем эта сумка детям? (Они носят в ней учебники тетрадки). Верно.
- А как можно назвать эту девочку и мальчика, одним словом? (Дети).
-Куда они идут? (В школу). Значит они кто? (Школьники) Школьники или ученики!
Физкультурная минутка.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Будем утром перед школой делать мы зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, приседать и вставать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
Воспитатель: - Теперь давайте посмотрим вот на эти иллюстрации, как вы думаете, что они показывают? (что нельзя делать)
- Нельзя делать где? (В школе)
- Как одним словом можно их назвать? (правила)
- Правильно, это правила поведения в школе.
Дети с воспитателем разбирают правила поведения в школе.
Воспитатель: Теперь послушайте и отгадайте загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (Карандаш)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть… (Пластилин)
Пальчиковая гимнастика.
Семь вещей у нас в портфеле: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Промокашка и тетрадь, (Загибают поочерёдно пальцы.)
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
Воспитатель: Ребята, а как назвать все одним словом: карандаш, резинка, кисточка, пенал, книга, линейка, тетрадь, пластилин? (Школьные принадлежности).
Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили? (О школе).
-Как называют детей, посещающих школу? (Школьники, ученики).
-Как называют специальную одежду для учеников? (Форма).
- Сумка ученика –это (портфель, ранец).
-Какие школьные принадлежности вы знаете? (Тетрадь, ручка, карандаш, краски, кисточки).
Воспитатель:
Молодцы! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного о школе и об учениках – школьниках.
Занятие 2.
Цель:
• учить детей составлять рассказ по картине, используя приобретенные навыки построения сюжета.
• самостоятельно придумывать события предшествовавшие изображенным.
• Учить определять объекты на картинке. Учить схематично зарисовывать иллюстрацию (найденные объекты) (по ТРИЗ технологии).
• Беседа о школе, о вещах необходимых школьнику.
• Продолжать учить пользоваться лепным материалом.
• Развивать и обогащать речь (учить подбирать обобщающие слова к определенной группе предметов).
Оборудование:
• Иллюстрация «Дети идут в школу».
• Альбомные листы и карандаш.
• Пластилин
• Иллюстрации школьных принадлежностей.
Ход урока:
Часть 1.
Воспитатель : предлагает детям посмотреть на иллюстрацию «Дети идут в школу» и рассказать:
• Во что одеты дети?
• Что у мальчика за спиной?
• Что девочка нее в руках?
• Куда бежит собака?
• Что она держит в зубах?
Воспитатель с детьми подробно рассматривает иллюстрацию и обговаривает мелкие детали. После чего, дети приступают к рисованию изображения в виде схемы.
Часть 2
Воспитатель: - Давайте сегодня покажем нашим выпускникам, которые стали школьниками, что мы знаем о школьных принадлежностях, и вылепим их из пластилина. Скажите, что можно вылепить? (Пенал) Какой он формы? (Прямоугольной).
- А еще что? (карандаш, фломастер, ручку). Какой они формы? (вытянутой). Хорошо, вы знаете, что можно положить в портфель первоклассника. Вылепите школьные принадлежности, которые вы считаете необходимыми для учебы в школе.»
Дети выбирают пластилин, приступают к работе.
Физкультурная минутка:
ДОЛГО-ДОЛГО
Долго-долго мы лепили, (руки соединяют в замок; выполняют круговые вращения руками)
Наши пальцы утомились (встряхивают кисти рук)
Пусть немножко отдохнут (поглаживают каждый пальчик по очереди)
И опять лепить начнут. (разводят руки в стороны)
Дружно руки разведем
И опять лепить начнем. (хлопают в ладоши)
Итог (рефлексия).