Елена Чуднова
Сценарий занятия по ФЭМП «В гости к бабушке» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать +Заказ
Сценарий образовательной ситуации для детей
младшей группы «В гости к бабушке"
ОО (регион, город, поселок и др.) : Уральский регион, город Нижний Тагил
Свердловская область
Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко» структурное подразделение детский
сад №163 (МАДОУ д/с «Солнышко» СП д/с №163)
Ф. И. О. педагога: Чуднова Елена Валентиновна
Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками
Публикация «Сценарий занятия по ФЭМП „В гости к бабушке“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)
Тема: «В гости к бабушке»
Основные цели:
1) сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: широкая полоса бумаги («речка», полоски из картона разной длины («мостики»).
Раздаточный: карточки с домиком и лесом, полоски разной длины и цвета.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети учатся сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Дети, скажите, у вас есть бабушки?
- А вы любите ездить в гости к бабушке?
- На чем вы ездите в гости к бабушке?
Воспитатель (в роли бабушки) :
С добрым утром, ребятишки:
И девчонки, и мальчишки!
К детям бабушка пришла
И добра и весела.
В гости вас к себе зову,
Чаем сладким угощу.
Далеко мой дом стоит,
Дорогие мои дети,
Чтоб добраться до него,
Мы на поезде поедем.
Скорее торопитесь, в вагончики садитесь.
Время приближается, поезд отправляется.
Дети под музыку двигаются «паровозиком», останавливаются возле «речки» (полоса бумаги синего цвета, разложенная на полу).
Воспитатель предлагает детям перейти через речку, но для этого надо построить мостик.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Построй мостик» (начало)
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение правильно употреблять слова «длинный», «короткий».
2) развивать внимание, речь.
Дети подходят к «речке» (полоса цветной бумаги, разложенная на полу). Воспитатель показывает полосу цветного картона.
- Из этой досочки мы с вами будем строить мост через речку. Попробуйте перекинуть мостик с одного берега на другой.
«Мостик» не достает до другой стороны речки.
- Никак не получается, почему «мостик» падает прямо в речку?
Дети отвечают, что «мостик» короткий.
- А какой нам нужен «мостик», чтобы перейти через речку? (Длинный).
Воспитатель предлагает выбрать другой «мостик» - длинный.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Построй мостик» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосредственного сравнения предметов по длине (наложение, приложение);
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель берет короткий «мостик» и вместе с детьми подходит к столу, на котором находится еще две полосы цветного картона: первая равна по длине короткому «мостику», а другая полоса длиннее.
- Выберите длинный «мостик».
Обычно дети правильно выбирают длинный «мостик», но воспитатель высказывает сомнения и предлагает показать что этот «мостик» длиннее того, который дети пробовали перекинуть через речку.
Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине. Воспитатель накладывает полоски крест-накрест:
- Может вот так их наложить?
4. Открытие нового знания.
Игра «Построим мостик» (окончание).
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать логическое мышление, речь, инициативность, творческие способности.
Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, хвалит детей даже за сами попытки высказать свою версию и особенно за правильные версии, создавая атмосферу поиска, творчества. Затем под его руководством дети сравнивают «мостики» по длине путем приложения и наложения.
Воспитатель фиксирует вывод: для того, чтобы сравнить «мостики» по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять один край.
Одновременно на отдельных листах (на магнитной доске) он составляет опорные сигналы, прикрепляя по две полоски (накладываем и прикладываем).
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Большие ноги шли по дороге»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель предлагает детям, пока они идут к речке, поиграть в интересную игру, походить и побегать. Проводится игра.
Воспитатель вместе с детьми возвращаются к речке, строят мостик и переходят на другой берег.
5.2. Игра «Тропинки».
Дидактические задачи:
1) закрепить умение сравнивать предметы по длине путем приложения и наложения, умение называть цвета;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление.
- Где это мы оказались? Правильно, в лесу.
Мы пойдем наискосок
Все по тропочке в лесок
Вот, ребятки, этот дом
Я живу, старушка в нем
Чтобы к дому подойти
Надо тропочку найти.
- Дети, помогите мне найти тропинку к моему дому.
Дети садятся за столы. У каждого на столе лист бумаги, на одной стороне которого нарисованы елочки, на другой – домик. Посередине стола находятся полоски одинаковой длины, синего и желтого цвета по две на каждого ребенка. Длина полосок одинакова и она меньше, чем расстояние до домика. Воспитатель предлагает взять «тропинки» и проверить сможем ли мы по ним дойти до домика бабушки.
Дети кладут «тропинки» между лесом и домиком. После обсуждения приходим к выводу, что «тропинка» короткая и по ней нельзя дойти до домика.
- Какой должна быть «тропинка», чтобы по ней мы смогли дойти до домика бабушки? (Длинной).
Воспитатель предлагает подобрать нужную «тропинку». Дети берут короткую полоску и идут к соседнему столу, на котором находятся полоски другого цвета – длинные и короткие. Рядом находится картинка – опорный сигнал.
Воспитатель обращает внимание детей на опорный сигнал и помогает им сравнить полоски по длине. Взяв длинную полоску, дети садятся на места и кладут «тропинку» между лесом и домиком.
Воспитатель показывает детям две полоски (разные по длине и цвету).
- Чем отличаются эти «тропинки»?
Как правило, дети отвечают, что одна дорожка желтого, а другая красного цвета, одна длинная, а другая – короткая. Воспитатель должен уточнить, что полоски отличаются цветом и длиной.
- А теперь давайте пройдем по длинной красной дорожке к домику.
Дети идут, перебирая указательным и средним пальцами, как ножками.
- Ребята, какие же вы молодцы!
Вот и мой дом!
Хорошо и уютно в нем.
В дом я всех вас приглашаю,
Конфетами и чаем угощаю!
Заходите, гости дорогие.
Дети заходят в дом, садятся за стол, угощаются конфетами.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы с вами побывали?
- Кому мы помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли перейти речку, построив мостик и проложить тропинку к домику бабушки, потому что научились сравнивать по длине.
Комментарии к сценарию : образовательная ситуация была проведена во второй младшей группе МБДОУ д/с «Солнышко» СП д/с № 163 г. Нижнего Тагила.