светлана косицына
Сказка как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
"Сказка как средство развития эмоциональной сферы дошкольника"
Воспитатель: Косицына Светлана Александровна
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, фантастических силах.
Сказка – это устный рассказ, фантастический вымысел, чудо, выдумка, привлечение различных образов, магий волшебства.
Публикация «Сказка как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Значение и смысл сказки различен для ребёнка и взрослого. Восприятие ребёнка отличается от восприятия взрослого. Для взрослого – это вымысел, для ребёнка же сказка – это чудесный мир превращений, для него мир сказки – это реальность. Сказка способна вызвать у ребёнка яркие эмоции, способна заставить его сопереживать героям, радоваться вместе с ними. Сказка обогащает чувства и мысль ребёнка; будит его воображение.
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем родной народ…. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, невозможно представить детское мышление, и детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».
Существуют разнообразные квалификации сказок. Различают сказки о животных, бытовые и волшебные, авторские, народные и т. д. Сказка помогает закладывать в детях основы нравственности, воспитывать моральные ценности, формирует характер, эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям.
Взрослый «вплетает» сказку со всем присущим её набором образов и символов в своё непосредственное общение с ребёнком на самом раннем этапе его развития, когда ребёнок ещё не совсем понимает того, что ему говорят. Повинуясь непостижимой логике традиций, мы на первом-втором году жизни рассказываем своим детям одни и те же народные сказки : «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Не будет ошибкой предложить, что мы редко задумываемся над смыслом этих сказок, и в этом есть резон: смысл народной сказки имеет мало общего со здравым смыслом. Богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка или по - щучьему веленью и т. д.) и часто случайно уходило. Смысл народных сказок «Репка», «Теремок», и многих других заключается в единстве целей, мыслей, чувств. Совместный труд выступает в русских народных сказках не как повинность. Не как средство к существованию, а как праздник единения. Все русские сказки, олицетворяющие радость совместного труда, кончаются одной и той же присказкой, в простых словах выражающей смысл этого: «Тут на радость все они вместе в пляс пустились…». Совместный труд – это радость, ибо в нем человек ощущает не только своё единичное усилие, а общее стремление к жизни, которое придаёт этой жизни смысл и порядок.
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, жалость к слабому, которые торжествуют над животным эгоизмом и проявляются в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив доброжелательных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом.
Жизненный смысл, смысл нравственных идеалов народа отражается в сказочных образах. Ребенок воспринимает и переживает сказку также в виде образов, но эти детские образы просты и конкретны. Глобальные смыслы, заключённые в сказке, самостоятельной работе детской мысли и чувству недоступны, как бы ни были интенсивны его эмоциональные переживания в ходе восприятия сказки.
В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл, который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя, развёрнутая деятельность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план – план эмоционального воображения.
Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребёнка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Это внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу.
В этике существует две основные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром и злом. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Сказка позволяет детям осознать, что добро побеждает зло не само по себе, а путем преодоления трудностей.
Сказки о животных помогают педагогу показать:
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка») и др.
В сказках о животных есть много юмора, это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движения душевные силы.
Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети, верно, приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторон всяких жизненных несоответствий. (Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе «Колобок»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глаза народа наивысшую ценность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например: сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается : («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл», забота о близком («Бобовое зернышко»).
Положительные герои наделены в сказках силой, мужеством, упорством, честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный герой – Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки» и др.). Другой, не менее популярный герой. Тип ироничного везунчика Ивана - дурочка – он добрый, доверчивый, миролюбивый, трудолюбивый. Значительное место в сказках занимает женщина-воительница. Она воплощает в себя идеал красоты, мудрости. Это – Василиса Премудрая, Марья-Моревна, Алёнушка и другие.
Природа в сказке защищает героев (речка и дерево в сказке 2Гуси-лебеди», утешает и сочувствует горю (так, в сказке «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» злая ведьма утопила Алёнушку, и никто этого не заметил, «только цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, травы блекнуть»). Из этого слияния с природой рождается любовь – жалость к животным, ко всему живому, столь присущая русским сказкам и неоднократно отмечавшаяся исследователями.
Счастье в сказках познаётся в самом стремление к нему, в самом факте подъёма над обыденностью. Порой, начиная свой путь, герой сам не знает, к чему стремится (отправляется «куда глаза глядят»). Л. П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что ребёнок может постигнуть ценность благородного поступка, низость предательства, коварства и зла, испытать чувство любви и ненависти, конечно, из произведений искусства, которые не только расширяют представления ребёнка, мир его чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Особое место здесь занимает сказка, которая включает в себя духовные ценности, ярко представленный мир чувств, напоминающий жизнь взрослых людей. Сказка помогает ребёнку познать мир не только умом, но и сердцем, даёт возможность откликнуться на окружающие явления и события, выразить своё отношение к добру и злу.
Сказка особенно активно пробуждает активность ребёнка, подчеркивает Л. П. Стрелкова, т. к. помогает малышу мысленно преодолеть весь путь с любимыми героями, сочувствуя им и переживая. Также сказка активизирует воображение ребёнка, т. к. появляются не только новые знания и представления, а самое главное – возникает новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям.
Таким образом, сказка – это богатство народной культуры, познания которые ребёнок познаёт сердцем. Сказка учит смелости, доброте и всем другим человеческим качествам, но делает это без всяких скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.