Инна Шестакова
Консультация для педагогов. Тема: Культура речи — одна из составляющих педагогической компетентности (практикум).
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Консультация для педагогов, Тема: Культура речи — одна из составляющих педагогической компетентности (практикум),» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы поговорим о культуре речи.
Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Следующей составляющей речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодичности речи, темпа. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
1. качество языкового оформления речи;
2. ценностно-личностные установки педагога;
3. коммуникативная компетентность;
4. четкий отбор информации для создания высказывания;
5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение не литературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к речи детей.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях
На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Некоторые недочеты речи педагога :
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (не договариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;
Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Наши ошибки!
Чо – что (што, ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий - обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки,
Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.
Практикум «Проверь себя»
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах
Банты, включит, звонит, каталог, красивее, обеспечение, ободрить,
Премировать, сливовый, туфля, углубленное изучение, хаос.
Задание № 2. Определите род существительных.
Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.).
Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру
Я (надела, одела) пальто на Свету
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
"Возьми со старшей группы" (здесь предлог "из" заменяется "со").
""Не ложь сюда" (вместо "не клади").
«Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь".
Задание №4. Скажи правильно слова.
Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.
Задание №5. Объясни значение фразеологизма
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.
«Работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно,
«Работать спустя рукава» — работать плохо,
«Вставлять палки в колеса» — препятствовать делу,
«Тянуть канитель» — медлить.
Задание №6. Прочитать выразительно стихотворение (по программе своей возрастной группы).