света копылова
Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Сказка»
Автор: Копылова Светлана Ивановна,
Воспитатель I квалификационной категории
МКДОУ д/с «Сказка» Тюменская область,
Кондинский район, с. Леуши
Ул. Волгоградская д. 56, тел. (34677) 37-134
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.
Публикация «Статья „Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детство — это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В Концепции дошкольного воспитания отмечается: «Период от рождения до поступления в школу является возрастом стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.
Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё самое ценное, что существовало ранее.
Русский педагог К. Д. Ушинский, хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, пришёл к выводу, «что мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного воспитания.
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоя-тельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящим огромные ди-дактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окру-жающему миру.
В конце XX века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т. д. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.
Кроме малых форм хочется обратить внимание на жанр необрядового фольклора. Это русские сказки. Сказка — то, что сказывают. В. А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем русский народ. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами — невозможно представить детское мышление и детскую речь как определённую ступень человеческого мышления и речи». Из сказок можно узнать, как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.
При планировании работы по теме следует руководствоваться следующими принципами:
принцип активности и посильной самостоятельности (создание таких условий, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия со взрослыми, чтобы у детей возникло чувство сопереживания с действиями персонажа);
принцип познавательной активности (достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения необходимо поддерживать внимание детей);
принцип наглядности ( предполагает использование наглядных средств: игрушки, макеты, пособия, иллюстрации, с помощь которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёма инсценировки);
принцип поэтапности в передаче смыслового содержания;
принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей.
При организации образовательного процесса по данной теме необходимо использовать интегрированный подход с целью эффективности решения образовательных задач.
Младший возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду некоторые испытывают чувство тревоги, тоску по дому, по маме. Ключевую роль здесь играют колыбельные песенки. Эта тема близка детям, так как она создаёт уют и спокойствие, напоминает дом. Взяв в руки игрушки (куклу, мишку, малыши качают их и напевают: «Все ласточки спят, и касатки спят. и т. д.» Для того чтобы дети ели, умывались, следует прибегнуть к потешкам. Потешка способна корректировать поведение детей и создать хорошее настроение: «Умница, Катенька, ешь кашку сладень-ку» и т. д. Важно обогащение словаря детей новыми словами, образными выражениями. Для этого нужно использовать песенки, сочетающиеся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации. Поэтому необходимо использовать все средства выразительности: мимику, жесты, силу голоса, нужную интонацию: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка» и т. д. Использование чудесных слов песенок, потешек помогает малышу выделить себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость.
Особенно дети любят игры с пальчиками, в которых можно показать и сказку. Сначала заучиваем с ребёнком название каждого пальца, а потом соотносим его с персонажем сказки или игры. Развивается мелкая моторика — развивается речь. В целом пальчиковая терапия укрепляет память, улучшает координацию движений, снимает общее напряжение и гармонизирует общее состояние: «Большой пальчик сливы трясёт, второй их собирает» и т. д. Ребёнок, приобретая умение эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, приобретает умение сопереживать героям. Это относится к сказкам: «Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать её не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни млад от неё не задремал.»
Задача взрослого заключается в том, чтобы варьировать фольклорные жанры в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Чтобы упражняться в чистом произношении звуков, слов, используются скороговорки. Они для этого и слагаются. В скороговорках сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Играя с куклами би-ба-бо, дети учатся общаться, развивается диалог.
Участие детей в фольклорных, обрядовых праздниках даёт возможность больше узнать, изучить народные традиции, обряды, ознакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства.
Работа направлена на активное ознакомление детей с культурным богатством своего народа. Благодаря созданию особой среды дети соприкасаются с наследием прошлого, что способствует развитию духовности.