МААМ-картинки

Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром»

света копылова
Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Сказка»

Автор: Копылова Светлана Ивановна,

Воспитатель I квалификационной категории

МКДОУ д/с «Сказка» Тюменская область,

Кондинский район, с. Леуши

Ул. Волгоградская д. 56, тел. (34677) 37-134

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

Публикация «Статья „Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром“» размещена в разделах

Детство — это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В Концепции дошкольного воспитания отмечается: «Период от рождения до поступления в школу является возрастом стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё самое ценное, что существовало ранее.

Русский педагог К. Д. Ушинский, хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, пришёл к выводу, «что мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного воспитания.

В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоя-тельности, яркой индивидуальности.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящим огромные ди-дактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окру-жающему миру.

В конце XX века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т. д. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.

Кроме малых форм хочется обратить внимание на жанр необрядового фольклора. Это русские сказки. Сказка — то, что сказывают. В. А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем русский народ. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами — невозможно представить детское мышление и детскую речь как определённую ступень человеческого мышления и речи». Из сказок можно узнать, как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.

При планировании работы по теме следует руководствоваться следующими принципами:

принцип активности и посильной самостоятельности (создание таких условий, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия со взрослыми, чтобы у детей возникло чувство сопереживания с действиями персонажа);

принцип познавательной активности (достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения необходимо поддерживать внимание детей);

принцип наглядности ( предполагает использование наглядных средств: игрушки, макеты, пособия, иллюстрации, с помощь которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёма инсценировки);

принцип поэтапности в передаче смыслового содержания;

принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей.

При организации образовательного процесса по данной теме необходимо использовать интегрированный подход с целью эффективности решения образовательных задач.

Младший возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду некоторые испытывают чувство тревоги, тоску по дому, по маме. Ключевую роль здесь играют колыбельные песенки. Эта тема близка детям, так как она создаёт уют и спокойствие, напоминает дом. Взяв в руки игрушки (куклу, мишку, малыши качают их и напевают: «Все ласточки спят, и касатки спят. и т. д.» Для того чтобы дети ели, умывались, следует прибегнуть к потешкам. Потешка способна корректировать поведение детей и создать хорошее настроение: «Умница, Катенька, ешь кашку сладень-ку» и т. д. Важно обогащение словаря детей новыми словами, образными выражениями. Для этого нужно использовать песенки, сочетающиеся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации. Поэтому необходимо использовать все средства выразительности: мимику, жесты, силу голоса, нужную интонацию: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка» и т. д. Использование чудесных слов песенок, потешек помогает малышу выделить себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость.

Особенно дети любят игры с пальчиками, в которых можно показать и сказку. Сначала заучиваем с ребёнком название каждого пальца, а потом соотносим его с персонажем сказки или игры. Развивается мелкая моторика — развивается речь. В целом пальчиковая терапия укрепляет память, улучшает координацию движений, снимает общее напряжение и гармонизирует общее состояние: «Большой пальчик сливы трясёт, второй их собирает» и т. д. Ребёнок, приобретая умение эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, приобретает умение сопереживать героям. Это относится к сказкам: «Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать её не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни млад от неё не задремал.»

Задача взрослого заключается в том, чтобы варьировать фольклорные жанры в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Чтобы упражняться в чистом произношении звуков, слов, используются скороговорки. Они для этого и слагаются. В скороговорках сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Играя с куклами би-ба-бо, дети учатся общаться, развивается диалог.

Участие детей в фольклорных, обрядовых праздниках даёт возможность больше узнать, изучить народные традиции, обряды, ознакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства.

Работа направлена на активное ознакомление детей с культурным богатством своего народа. Благодаря созданию особой среды дети соприкасаются с наследием прошлого, что способствует развитию духовности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Художественная литература как источник развития диалогической речи» Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек,.

Программа обучения, развития и воспитания детей со сниженным слухом на основе ознакомления с миром «ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ В МИРЕ ПРИРОДЫ» Программа обучения, развития и воспитания детей со сниженным слухом на основе ознакомления с миром природы.

«Русский фольклор» Одной из основных задач, над которыми я работаю, является приобщение детей к духовно – нравственным идеям по средствам русского народного.

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи» «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием.

Конспект открытого занятия на семинаре «Музыкально — культурные традиции народа и русский фольклор» Тема: «Матрешки-крошки» Конспект открытого занятия на семинаре «Музыкально – культурные традиции народа и русский фольклор» Тема: «Матрешки» Цель: Продолжать знакомить.

Конспект родительского собрания «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Конспект родительского собрания Тема: «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Предварительная работа: 1. Подготовить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром «Посуда» Методическая разработка по ознакомлению с окружающему (старшая группа) Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие».

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста МБДОУ № 17 г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайд. Мастер-класс «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста». 2 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней.

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром»
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 20:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром»» (включая файлы) размещена пользователем света копылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД