Лалезер Сулейманова
Конспект занятия «Русская народная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
• изучить историю возникновения русского народного костюма;
• собрать материал об особенностях русского народного костюма, цветовой гамме;
• изучить материал глазами художников, писателей о русском народном костюме; функции русской народной одежды.
• • Развивать эстетическое восприятие;•
• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.
Публикация «Конспект занятия „Русская народная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке.
Зажиточные барыни, бедные крестьянки всегда носили традиционный русский костюм. Он делился на праздничный и повседневный. Особенно выделялся свадебный наряд.
Невесты предпочитали шить его самостоятельно с помощью опытной швеи.
Для невесты шили только красные сарафаны, для повседневной носки, чаще тёмно-синие, зелёные.
Душегрея.
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки.
Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.
Шубка.
Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.
Летник.
Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до. Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.
Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
Рубаха.
Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы.
Узоры на одежде говорили многое о его владельце. Дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.
Понева.
Название «понева» к слову «невеста», точнее, «поневеста». Возможно, именно данная точка зрения верна, так как эта распашная юбка надевалась замужними женщинами или просватанными девушками. Носилась она поверх нижней рубахи и имела длину до щиколоток, а иногда до икр, чтобы продемонстрировать вышивку на нижней рубашке.
Немного истории. Распашная, собранная на поясок юбка имеет очень древнее происхождение. Когда-то в далеком прошлом первой одеждой была шкура животного, а потом – кусок материи, обернутый вокруг бедер. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву - это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат.
Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.
Мужская одежда на Руси.
Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканного холста.
. На Руси по обычаю только жена могла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своем доме.
Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и нешироких штанов- портов. Рубаху подпоясывали длинным поясом-кушаком.
Костюм крестьянина на Руси состоял из портков и рубахи из дома тканного холста.
Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились не широкие,суженные к низу,до щиколотки.
Зипун- в старину верхняя одежда у крестьян- представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна.
Кожух-кафтан подбитый мехом, украшенный кружевом и жемчугом.
Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви).
Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.
Головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т. е. он являлся "говорящей" частью национального костюма.
Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом. Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, а также добавлял женственности, скромности и целомудрия.