Светлана Маковеева
Русская народная кукла-закрутка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В воспитании ребенка, как всесторонне развитой личности, достойного гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины.
Публикация «Русская народная кукла-закрутка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
В дошкольном возрасте игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка - незаменимым спутником игр. К сожалению, современный рынок наполнен бесчисленным количеством ярких, но часто бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. В сюжетно-ролевых играх дети стараются пародировать отрицательных героев из современных мультфильмов. Всё это оказывает неблагоприятное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формирование его личности, чувства гражданственности, патриотизма.
Ни для кого не секрет, что самой любимой игрушкой любого ребенка является кукла. Известно, что самой хорошей игрушкой русского народа была кукла - закрутка. Тряпичная кукла считалась самой лучшей среди других кукол, потому что она сохраняла в себе традиции русского народа. И даже спустя много лет мы можем узнать о многовековых праздниках и обычаях с помощью куклу.
Традиционная кукла закрутка - это не только основной источник игр, но и самое общедоступное и результативное средство обучения и воспитания детей. С помощью тряпичной куклы ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения старинных традиций и народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия.
Тряпичная кукла-закрутка воспитывает в детях любовь к труду, уважение к семье, к родине. Готовит детей к взрослой жизни, а также учит быть умными и добрыми, великодушными и милосердными, проявлять заботу и уважение.
Кукла-закрутка для ребёнка может стать любимой игрушкой, с которой он может поделиться своей радостью и горем. Играя с ней, он знакомится с прошлым своей родины и перенимает опыт старшего поколения. Кукла - это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Являясь образом человека, кукла позволяет играющему с ним ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он закрепляет свои представления об окружающем мире и расширяет их. С помощью куклы ребенок познает мир взрослых отношений, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.
С давних пор игры в куклы приветствовались взрослыми, т. к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Предположительно славянской кукле-закрутке около тысячи лет. До наших дней сохранилось очень маленькое количество таких кукол, так как материал, из которого они делались недолговечен. В каждой местности были свои особенные куклы. Кукла сопровождала человека от его самого рождения до смерти и была незаменимым атрибутом любых праздников.
Существует три разновидности кукол-закруток: игровые, обереговые и обрядовые. Народная кукла-закрутка была не просто игрушкой, она выполняла определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детей от злых сил.
Куклы-закрутки между собой различались, не было одинаковых кукол, каждая семья изготавливала её по-своему. Такие куклы показывали внутренний мир этой семьи. Большая часть тряпичных кукол-закруток на Руси являлись оберегами. Куклы обереги делались из природных материалов, которые люди могли принести из леса: дерево, лоза, трава, солома. Куклы, которые сделаны из берёзового полена, являлись оберегом семейного счастья.
Осина считалась очень опасной для злых духов, поэтому куклы, изготовленные из осинового полена, служили оберегом для дома, отгоняющим от дома злых духов. По преданию, когда-то кукла спасла жизнь человека, заменив его во время жертвоприношения. После у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники, например, сберегут молодую семью от сглаза, а кукла-лихорадка прогонит прочь все болезни.
Также большую часть составляли и обрядовые куклы. Наши предки жили достаточно весело и тот круг жизни, который происходит в течение года, сопровождался определенными действиями, обрядами и праздниками, и в них всегда одна из главных ролей отводилась кукле.
Традиционных тряпичных кукол мастерили не торопясь, без использования ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.
При помощи петли или силкового узелка закрепляли саму ниточку. Нить поддевается двумя пальцами, перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. С помощью таких узлов формировали талию или голову. Нити, которые закрепляли кукол, перекрещивались в “обережный крест”. Этот крест делался от талии к шее, обводился сзади и закреплялся. Количество витков должно было быть четным, а количество затяжек, наоборот, нечетным. Нитки наматывали по часовой стрелке. Когда изготавливали тряпичные куклы, во время работы, приговаривали пожелания, заговоры, обряды.
Кукол на Руси делали без лица, т. е. безликими. А все потому что, чтобы нарисовать лицо, нужно уметь хорошо рисовать, но не все обладали таким навыком. Но еще наши предки считали, что кукла, которая имела лицо становилась одушевленной, могла принести вред людям. А когда кукла была без лица, то она не несла опасности, а наоборот, оберегала, несла хозяину здоровье, счастье, благополучие.
На “Мотанках” лицо не делали, а мастерицы особым образом делали на лице куклы крест, который служил символом Солнца и оберегал от нечистей. Куклу нужно было изготовить в первый день и не откладывать это на завтра. Своим внешним обликом кукла напоминала человека, поэтому костюмы кукол делали ту, которая, как бы мы сказали сейчас, была модной и актуальной на данный момент.
Древние и устойчивые формы одежды закреплены в костюмах традиционных тряпичных кукол. Более свободный силуэт преобладает в женском костюме, который не подчеркивает особенности тела. Для украшения использовали более яркие цвета, особенно красные, украшали бисером, вышивкой, аппликацией. Считалось, что вышивка оберегала человека от неприятностей и злых духов. Было принято два образа: рубаха с сарафаном и рубаха с поневой.
С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы, такие как сорока, кичка или головной платок. Все носили головные уборы, только незамужние молоденькие девушки могли вместо убора повязать на голову ленту. Под платком или кокошником носили тоненькую шапочку - повойник. В таких образах обязательно присутствовал передник, он также служил помощником от загрязнений во время работы.
Важным элементом костюма был пояс. Он не только служил закрепителем одежды, но и выполнял охранительную функцию. Пояс носил каждый человек, это начиналось с того момента, как опоясывали новорожденных. Пояс мог быть из ткани или вязаный.
Вышивка была разнообразной, много вариантов узоров, символов, а также это огромный и тонкий труд человека. В основном предназначение вышивки - защита от нечистой силы и охрана человека. Каждая композиция вышивки обозначала свои знаки, например: прямая горизонтальная линия - земля, вертикальная волнистая линия - дождь, вода, линии, которые перекрещивались, обозначали огонь. Образ женщины - это образ матери, которая кормит и дает жизнь. Также любили наши предки изображать цветы, весну, деревья - дары нашей природы.
Кукла-закрутка имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передает им культурное наследие и национальное богатство русского народа. Поэтому очень важно, чтобы дети воспитывались именно на истоках своей русской культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны.
Тряпичная кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну. Начинать знакомить с традиционной тряпичной куклой можно со старшего дошкольного возраста. Ведь это неотъемлемая часть русской и национальной культуры, один из интереснейших видов кукол. Ведь благодаря куклам-закруткам дети становятся чуткими, бережливыми, добрыми, у них развивается вкус, фантазия. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность.
Список литературы
1. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000
3. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997
4. Телегина В. Начальная школа- №22 / 97
5. Интернет.