Инна Кузнецова
Руководство воспитателя трудом детей «Условия трудового воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство воспитателя трудом детей.
Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах. Воспитатель показывает, что и как надо делать, сопровождая свои действия разъяснением приемов работы и способов ее организации. ( Например: Сначала приготовлю таз для стирки, рядом поставлю маленький тазик для выстиранного белья, чтобы не намочить стол. Теперь принесу воды в ведре, аккуратно налью в таз вот столько, чтобы не плескаласьвода через край, и буду стирать.)
Публикация «Руководство воспитателя трудом детей „Условия трудового воспитания в детском саду“» размещена в разделах
С прямого показа начинается обучение каждому новому умению: как подклеить книгу, полить растение, разложить ложки на столе. Обучая старших дошкольников, воспитатель опирается на имеющийся у них опыт, на их способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит со своей помощью, побуждает ребенка припомнить, попробовать самостоятельно найти способ действия, быть более решительным, активным. Важно с самого начала поддерживать старание детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду.
Для того чтобы обучение трудовым умением шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому способствует доброжелательный тон, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что смогут выполнить предложенное дело. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, находя способы побуждения. Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратным, выполнять задание до конца.
Важно воспитать положительное отношение к любой работе. Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в подарок мамам и т. п.). Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности.
Так, одобряя малыша, воспитатель одобряет его всякую попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.
В процессе обучения дети изготавливают много различных предметов, которые могут быть использованы в играх и на занятиях. Мастерят из коробок и катушек вагончики для игры в железную дорогу; из природного материала готовят пособие для занятий по формированию математических представлений или фигурки животных для игры в зоопарк и т. д. Все это помогает воспитывать у них бережное отношение к результатам труда, понимание его необходимости и значение в жизни людей.
Условия трудового воспитания в детском саду.
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы.
Для труда в природе – лопаты, грабли, лейки.
Для ручного труда используют пилы, молотки и другое оборудование. (ткань, нитки, клей, бумага)
Необходимо наличие различных семян, для посевов и посадок, корма для птиц, шишек, желудей, брусков дерева. Все оборудование должно соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
Оборудование в групповой комнате и на участке размещается для удобного пользования. Так целесообразно объединять по видам труда : в природном уголке – лейки, пульверизаторы, в месте, отведенном для ручного труда – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щеточки и совки для уборки мусора, можно разместить в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 мин. 6-7 лет – 20-30 мин. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли требуют особо тщательного контроля. Наблюдая, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключить ребенка на другую деятельность.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг, должна проходить при достаточном освещение. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках т. п.) Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.
Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи. Большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем - либо из близких, дети чувствуют себя помощниками. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает положительное отношение к труду. Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда отношение к нему будет более ответственным.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.