Наталья Михайлова
Организация трудового воспитания в детском саду «Огонёк»
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хотелось бы начать со слов великих деятелей в сфере образования Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского.
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А. С. Макаренко
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский (слайд2)
Публикация «Организация трудового воспитания в детском саду „Огонёк“» размещена в разделах
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». (слайд 3)
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы заметили, что не все
трудолюбивы. Многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда).
Именно поэтому на педагогическом совете мы решили проблему трудового воспитания сделать основной в работе коллектива в этом учебном году. (слайд 4) Поставили перед собой цель и задачи, над которыми необходимо вести работу.
Цель. Формирование положительного отношения к труду.
Задачи.
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• познакомить детей с тем, что представляют собой разные профессии;
• воспитывать уважение ко всем, кто трудится;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развивать способность самостоятельно реализовать себя в различных видах труда и творчества.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию (слайд 5-6)
- хорошее освещение;
-смена статических поз и действий труда;
-проветривание;
-дозировка (длительность труда);
- учет физических и психологических особенностей детей;
Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду. Трудовая деятельность способствовала формированию у детей разнообразных личностных качеств, у детей вырабатывались трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным, например, труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.
Поэтому, мы решили привлечь к сотрудничеству родителей наших воспитанников. На родительских собраниях, в начале учебного года, познакомили их с темой работы дошкольного учреждения, с требованиями программы и СанПин. (7слайд) Вместе с родителями решили, какие формы работы по данной теме им наиболее интересны (совместное изготовление поделок и пособий к занятиям, трудовые акции, субботники, консультаци и т. д.). (8-9слайд)
Изучив методическую литературу, составили планы работы. В течение всего года нами велась работа не только с детьми и родителями.
Свой профессиональный уровень мы повышали на семинарах, открытых просмотрах и консультациях. (слайд 10-12)
Много времени уделили предметно-развивающей среде в группах (обновили уголки дежурств, научили детей пользоваться алгоритмами трудовых действий, приобрели инвентарь для труда на участке и в огороде, оформили дидактические игры (слайд 13)
Для того, чтобы более углубленно и плодотворно провести работу, воспитатели каждой группы решили взять следующие темы по самообразованию:
старшая - подготовительная к школе группы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в природе»
вторая младшая – средняя группы «Развитие у детей простейших трудовых навыков»
В старшей группе, в рамках работы по самообразованию, дети стали активными участниками двух интересных краткосрочных проектов
«Комнатные растения – друзья человека» «Огород на окне» (слайд14)
Каждый из воспитателей ведет кружок технической направленности: Медведева Н. В. «Маленькие фантазеры»
Тишкина Л. П. «Лего – мастера»
Завьялова Е. В. «Волшебный квадрат»
Михайлова Н. А «Умелые ручки» (слайд 15-16)
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства. (слайд 17)
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. (слайд 18)
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. (Слайд 19)
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. (слайд 20)
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Вот таким образом мы проводили работу по трудовому воспитанию детей в нашем ДОУ. Но наша работа еще не закончена. Наша мечта и главная цель. (слайд 21 огород)
Спасибо за внимание! (слайд 22)