Татьяна Шашкова
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
«Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей»
Автор:
Шашкова Татьяна Петровна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Публикация «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
МБОУ ЗСОШ
П. Зырянка
2018г.
В своем докладе хочу раскрыть тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей".
Согласно ст. 48 ФЗ «Об образованиии в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
Актуальность заключается в том, что в последние годы трудовое воспитание дошкольников редко является предметом исследования, так же не уделяется должного внимания трудовому воспитанию дошкольников, что, безусловно, вызывает тревогу, так как ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка.
Вопросы касающиеся трудового воспитания представлены в научной литературе и раскрыты в работах К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко,В. Г. Нечаевой, В. Логиновой, Р. С. Буре, Т. А. Марковой, В. Федоренко, В. А. Сухомлинского, Б. Г. Ананьева и др.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное – труд воздействует на становление. Прогрессивные мыслители, педагоги и с общественные деятели подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.
Слова известных людей:
Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов)
Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)
Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вальтер)
Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». С этим высказыванием трудно не согласится.
Итак, что такое труд?
Труд - на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе. Поэтому развитие и воспитание этих качеств необходимо начинать с раннего возраста при тесном взаимодействии семьи и детского сада.
Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на труд. Приучение ребенка к труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.
Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к труду в целом.
В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую жизнь семьи.
В современном информационном обществе иные реалии: период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.
Не секрет, что именно родитель является для своего ребенка авторитетом, тем ориентиром, на который он ровняется. Но, справляется ли современная семья с функцией первоначального трудового воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье? Как помочь современному родителю обратить свои усилия на воспитание в ребенке трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, умения доводить начатое до конца? Не первый год провожу анкетирование среди родителей дошкольников (о воспитании у дошкольников трудолюбия, привычки к посильному труду). По результатам анкетирования можно сделать вывод, что трудовому воспитанию в семье не уделяется должного внимания. Трудовые обязанности сводятся к уборке игрушек. Иногда к помощи в уборки по дому, мыть посуды. Родители редко читают и рассказывают о людях разных профессий, в том числе и о своей, есть и такие, которые считают, что вырастет, сам всему научится. Но так ли это? Беседуя с воспитанниками о профессиях родителей, оказывается что 30% не знают место работы родителей, а е если и называют профессию, то не знают, чем он занимается. А еще вопрос о методах трудового воспитания в семье вызвал у родителей затруднения. Сам по себе напрашивается вывод о том, что родителям необходима помощь. Помощь семье в этом вопросе призваны оказывать образовательные организации. Но грамотное трудовое воспитание, равно как и любое другое, возможно только при объединении усилий.
В ФГОС ДО учитывается сотрудничество Организации с семьей. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью происходит знакомство родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей. Считаем, что много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.
Так, в дни открытых дверей родители наблюдают режимные процессы, самообслуживание, коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты и др.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к конкретной помощи по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Мы предлагаем родителям выполнять большую часть работы в присутствии детей, чтобы использовать ее в воспитательных целях.
Организовываем труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. (Сбор елки к Новому году, сборка нового стола, шкафчиков, мольберта). Совместная работа сближает детей и родителей, помогает их общению.
А еще хорошо зарекомендовали себя коллажи «Профессия моих родителей», пока дети маленькие просим выполнить коллажи родителей, или выполняем их вместе с детьми, в дальнейшем дети сами участвуют в их создании. Эта работа вызвала интерес и у детей, и у родителе, еще я предложила родителям провести небольшую исследовательскую работу прямо дома и выполнить «Родословное древо – профессии в моей семье», данная работа позволила не только еще раз вспомнить всех родственников (что само по себе объединяет, но выявить трудовые династии. Родители были воодушевлены данной работой и совместно с детьми окунулись в разнообразный мир профессий. Была организована мини-выставка.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Я и наш педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит нам добиваться неплохих результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Используемая литература
1. https://www.resobr.ru/products/1621/?utm_medium=textblock1&utm_campaign=site_textblock1
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2013г., №12 (декабрь)