Надежда Вострецова
Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию (2020 – 2021 учебный год.)
Тема:
“Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка” в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Автор-составитель:
Вострецова Н. С.
Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 206»
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", [/i]- утверждал В. А. Сухомлинский.
Введение:
Публикация «Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка» размещена в разделах
Сегодня многие родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Они частенько забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия такие как спорт и творчество. Эти занятия так же способствуют развитию ребёнка и подготовки его к учебной деятельности.
Например: занимаясь творчеством ребёнок совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, учится концентрировать внимание, т. к. ему нужно сосредоточиться на процессе изготовления для получения результата. У ребёнка развивается конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Конструирование изделий из бумаги стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы изготовить изделие должен запомнить последовательность, приёмы и способы его изготовления. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (схема) со словесными (описание шагов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Следующий важный аспект – дети, которые занимаются творчеством учатся интерпретировать, видеть то, что должно получиться. Если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т. е. умение сравнивать и обобщать.
Всестороннее представление ребёнка об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. С помощью такого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем у ребёнка внимание, мышление, воображение, оптико-пространственное восприятие (координацию, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность (работа с бумагой) способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а так же сохранению психического и физического развития ребенка.
Что такое мелкая моторика рук? Её значение
Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами".
Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда - это требует внимания, заботы, терпения, времени.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными.
В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься, должны замечать все "мелочи" поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать навыки самообслуживания: учить застёгивать пуговицы, шнуровать обувь, держать ложку, и т. д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью. Об этом говорится в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования № 1155 от 17.10.13 года»: - формирования общей культуры личности детей, в том числе эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). - организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: развитие крупной и мелкой моторики; - целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, - ребенок обладает развитым воображением, - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Что развивает ручной труд.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном периоде активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. т.). Такая деятельность влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её.
Любой ручной труд, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Через занятие продуктивной деятельностью можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Занятия продуктивной направленности окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему быть более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Цель работы: показать влияние продуктивной деятельности (работа с бумагой) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели я выделила следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме "Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста"
2. Раскрыть содержание продуктивной деятельности (работа с бумагой)
3. Проанализировать свой педагогический опыт по продуктивной деятельности (работа с бумагой) для развития мелкой моторики рук.
4. Провести диагностику на начало и конец учебного года с целью выявить уровень развитие мелкой моторики, степень развития пространственного восприятия, и воображения у детей нашей группы
5. Разработать перспективный план работы с детьми “Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка”
6. Создать информационно-методическую базу.
7. Создать условия для успешной организации работы с бумагой: - насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда;
- свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы;
- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах.
8. Внедрять здоровье сберегающие технологий в образовательный процесс для благотворного всестороннего развития детей.
На первом этапе я провела диагностику выявления уровня развития мелкой моторики рук, степень развития пространственного восприятия, воображения.
Исходя из результатов мониторинга я поставила следующие задачи для воспитанников:
Обучающие:
-обучать детей различным приемам преобразования бумаги; -знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие: - развивать воображение, пространственное, образное и логическое мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, ручную умелость, мелкую моторику, глазомер; - развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми; - развивать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца); - формировать умение планировать работу; - совершенствовать активную речь, словарный запас; - способствовать развитию эстетического вкуса и художественных способностей.
Воспитательные: - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - воспитывать ценностное отношение к материалам и инструменту; - воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, умение работать в коллективе, в случае необходимости оказывать помощь, благосклонно оценивать труд сверстников; – формировать позитивные установки к различным видам творчества.
Для родителей:
- повышать компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики ребенка; - разработать план работы с родителями на год.
- провести консультации и беседы: «Что должен уметь ребёнок в 5-6 лет», «Как и зачем развивать воображение ребёнка», «Воспитание усидчивости у детей», "Нетрадиционные методы и техники работы с бумагой", "Совместное творчество сближает"
- привлекать к совместному участию в творческих выставках и конкурсах (муниципальных, региональных, международных)
Свою работу с детьми по ручному труду (работа с бумагой) я собираюсь строить на следующих педагогических принципах:
- от простого к сложному
- принцип системности
- принцип тематических циклов
- принцип индивидуального подхода
- принцип последовательности.
Прежде чем приступить к работе определила несколько направлений:
1. Плоскостная аппликация считается детским видом творчества. Подразумевает в себе наклеивание вырезанных деталей на основание бумажного листа, картона или ватмана. Плоскостная аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной. 2. Объёмная аппликация – техника позволяющая придать простой аппликации объём. Объем в аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист. 3. Геометрическая аппликация - основными деталями для работы служат геометрические фигуры. 4. Обрывная аппликация – все детали рисунка не обрываются, а вырезаются и приклеиваются в виде мозаики. 5. Пластическая аппликация – выполняется без ножниц, достаточно хорошо смять бумагу и придать её форму. 6. Торцевание из гофрированной бумаги – техника изготовления объёмных картин. 7. Техника «Пейп арт» - создание образа из бумажных (скрученных) салфеток. 8. Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. 9. Модульное оригами – техника складывания объёмных фигурок из модулей. 10. Папье-маше – есть два способа: маширование (наклеивание кусочков бумаги при помощи клейстера) и лепка из бумажной массы. 11. Квиллинг – техника бумагокручения. 12. Картонаж – изготовление изделий из картона.
Выход темы:
Пополнить уголок методической литературой.
Изготовить технологические карты: «Правила безопасности работы с клеем, с ножницами.» «Правила поведения во время работы.»
Изготовить технологические карты: «Изготовление поделок в технике оригами»
Провести открытый показ: «Игрушки - своими руками» Комплексное занятие с элементами йоги, дыхательной гимнастики, кинезиологической гимнастики.
Фотоальбом: «Наши руки не для скуки».
Создание предметно развивающей среды в группе.
Участие в творческих конкурсах.
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете.
Сборник консультаций для родителей.
Изучение методической литература:
1. И. М. Петров «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.» Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2000.
2. Наталья Алексеевская «Волшебные ножницы.» «Лист» Москва 1998
3. Н. Г. Мейстер «Лепим из бумаги.»
4. Л. В. Пантелеева «Детское рукоделие» М. ; Просвещение, 2005
5. Е. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» М. ; Айрис-пресс, 2006
6. Ребёнок в детском саду 2006, №1 7. Игра и дети. 2006 №3
7. Н. Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика»(учебно-практическое пособие, «Педагогическое общество России», М., 2007 8. С. Е. Вершинина, В. А. Деркунская «Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников», Москва центр педагогического образования, 2013 9. Т. А. Сорокина «Техника пейп-арт» - АСТ-Пресс, 2014 10. Кардинал Джуди «Узоры из бумаги. Квиллинг.», Арт-родник, 2010 11. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», Москва «Просвещение», 1992 12. Ильина Н. К. «Оригами. Необычные модели для развития фантизии», ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2012