Елена Чаус
«Россия — Родина моя» (конспект организованной образовательной деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление о России как о родной стране.
Задачи:
• воспитывать любовь к своей Родине;
• дать элементарные представления о государственной символике;
• вызывать интерес к народному искусству;
• развивать внимание, речь, умение анализировать;
• активизировать познавательный интерес;
• вызывать восхищение и гордость талантом русского народа.
Публикация «„Россия — Родина моя“ (конспект организованной образовательной деятельности)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением флага, герба России, природы родного края, аудиозапись государственного гимна РФ, предметы народно-прикладного искусства: матрешки, хохлома, деревянные ложки; куклы в русских национальных костюмах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию по нашей родной стране. Вы готовы? (Ответы детей)
- А как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите на нашу выставку (пейзажи гор, полей, морей, городов). - Что вы видите? (Ответы детей)
2. Работа по теме занятия
Воспитатель. Это наша бескрайняя Родина – Россия! Россия является самой большой и одной из богатейших стран. У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. Они называются государственными символами.
- На гербе нашей страны изображен двуглавый орел. Орел – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит все вокруг. У нашего орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. Над орлом – золотая корона, значит, этот орел – самый главный. В лапах орла символы власти: скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. (Рассказ сопровождается показом)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- Герб можно увидеть на монетах, печатях, документах. Рисунок герба помогает людям понять самое главное об этой стране.
Воспитатель. А это флаг России. Он тоже является государственным символом. Какого цвета полоски на флаге? (Ответы детей)
- Белая полоса напоминает нам о белоствольных березах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о легких летних облачках, о белых ромашках на лугу.
- Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки и моря России.
- Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Облачный рассвет.
Воспитатель. А еще белый цвет – это благородство и чистота, синий – честь русского народа, а красный – наша любовь к России.
- Посмотрите внимательно, как располагаются полоски на нашем флаге. Сверху белая полоса, потом синяя, потом красная. Флаг можно увидеть на зданиях, кораблях, самолетах, космических ракетах, по телевизору.
- Ребята, еще у нашей Родины есть другие символы, по которым ее узнают во всем мире. Какие? (Ответы детей)
- Правильно! Это русские матрешки, балалайка, песня «Калинка», хоровод «Во поле береза стояла». Этот хоровод водили много лет назад и его до сих пор знают современные дети. А мы с вами давайте поиграем в хороводную игру «Березка».
Хороводная игра «Березка»
Воспитатель. Герб и флаг, дети, это символы России, а еще у России есть гимн. Это тоже государственный символ. Давайте послушаем. (Звучит гимн)
- Гимн – это самая главная песня страны, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, ее богатстве и красоте. Гимн звучит очень торжественно, величественно. Когда звучит гимн страны, все перестают разговаривать, встают, мужчины снимают головные уборы. Вот какая это важная песня. Гимн звучит только в торжественных, особенных случаях.
- А теперь послушайте рассказ о русской старине.
В далекие богатырские времена людским жилищам часто угрожали враги. Дворы в старой Руси были очень просторные, кругом загораживали их высокими заборами, с острыми наконечниками. Дома были деревянными и складывались из сосновых и дубовых брусьев. Складывались брусья с особым умением. Зажиточные, богатые люди строили себе дома высокие, с чердаками. У простолюдинов дома были черные, без труб. Главным украшением домов были образа (иконы).
Посуда для пищи делалась из глины и дерева и украшалась резьбой (показ выставки посуды с хохломской росписью). Кушанья были просты и однообразны. Русские люди ели ржаной хлеб. Из кушаний, сделанных из теста, первое место занимали пироги, оладьи, сырники, блины. Каши приготавливались из круп овсяных, гречневых. Пшенная каша была редкостью.
Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью характера. Люди с детства приучались переносить голод и стужу. Ребятишки бегали в одних рубашках, без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. От болезней русский народ искал средства в церковных обрядах и прибегая к помощи травников-лекарей.
- Ребята, а мы с вами используем народную медицину? (Ответы детей)
- Русские люди очень любили ярмарки, веселье. У них были свои музыкальные инструменты. Дети, а какие русские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей)
- Правильно, дудочка, гармошка, балалайка, трещотка. Играли на них скоморохи. Они еще разыгрывали роли, наряжались в старинные платья, надевали на себя маски. На ярмарках люди веселились, водили хороводы, катались на качелях, играли в игры.
Русская народная игра «Гори, гори ясно» («Горелки»)
Правила игры: выбирается водящий. Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все громко говорят или поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и бегут в начало колонны, обегая ее с разных сторон. Водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару, а тот, кого не поймали, становится водящим.
Воспитатель. Еще на ярмарку съезжались умельцы русские, чтобы показать свое мастерство (показ матрешек, ложек и шкатулок)
- Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд. И до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы. Все, что вы тут видите, делают только в нашей стране – России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно берут на память о России вот такие красивые предметы.
- А что вы видите на нашей ярмарке? (Ответы детей)
- Все умеет русский человек! Превращать железо в изящную посуду, камень в ожерелье и шкатулку, дерево в посуду и игрушки. Слава о таланте русских умельцев разлетелась по всему миру. И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью и добротой сердец. Русский народ воспевает свою любовь к Родине в стихах и песнях. Ребята, а давайте вспомним стихи о Родине, которые мы учили.
Наш любимый край Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
- Ребята, сегодня мы с вами, совершили путешествие в прошлое России. Вам понравилась наша экскурсия? (Ответы детей)
- В конце нашего путешествия, хочу сказать, что мы – русские люди, и должны с гордостью носить свое достойное имя.
3. Итог занятия
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Какие символы России вы знаете?
3. Какая наша Родина?
4. Какие люди живут в нашей стране?
5. Ребята, давайте сыграем на ложках.
Эй, ребята-молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!
(Мальчики под русскую народную музыку играют на ложках)