Людмила Россохина
Роль загадок в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка-одна из малых форм устного народного творчества, в которой в очень сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов или явлений, окружающих человека в быту, в природе. Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоценимое богатство его языка. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи дошкольников. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.
Публикация «Роль загадок в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Загадка-это жанр,в котором вещи воспроизводятся иносказательно, через сравнения. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно. И чтобы дойти до смысла, заложенного в загадке, необходимо быть очень сообразительным, способным преодолеть немалые, создаваемые специально загадкой трудности логического порядка и обладать довольно развитым мышлением.
Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости,формированию поэтического взгляда на действительность. Они имеют и ту ценность, что вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности.
Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание дошкольников на каком-то изучаемом понятии,предмете и т. д. Полезным для этого может быть как содержание загадки, так и ее отгадка.
Возьмем к примеру занятие по обучению грамоте. Чтобы подвести детей к выделению определенного звука или буквы, можно использовать загадку. На занятии, посвященном ознакомлению с буквой и звуком «Ж» можно использовать слово жук. Но одно делр просто его произнести, показать рисунок с изоьражением жука. И совсем другой результат, если начать с загадки.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу,когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создает положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Положительные эмоции вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях,событиях окружающей жизни.
Велико эстетическое значение загадок. В. Аникин отмечает, что «загадки-поэзия, соединенная с игрой ума» Загадывание и отгадывание загадок является своеобразной проверкой человека на его способность мыслить образами, мыслить поэтически. Народные загадки привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.