Светлана Кошель
Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать
С. В. Кошель
г. Усолье –Сибирское.
МБДОУ «Детский сад № 44»
«Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников»
«. Сказка неотделима от красоты…
благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и откликается
на события и явления окружающего мира,
выражает свое отношение к добру и злу».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии чёрствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Замыкаясь на телевизорах,компьютерах,современные дети стали меньше общаться совзрослыми и сверстниками,стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать с самим с собой и окружающим миром.
Экологическое воспитание тесно связана с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, у негоформируются знания о природе,и развивается речь и все её компоненты- звукопроизношение,лексический запас, грамматический строй, связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.
Рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, обогатить новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является экологическая сказка.
Трудно отрицать роль экологических сказок в развитии правильной устной речи.
- В чем особенность экологических сказок?
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
- Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием,конечным результатам. Атакже элементами, из которого строится экологическая сказка,потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношение в природе. Сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают к эмоциональному высказыванию.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на развитие связной, монологической и диалогической речи. Сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают к эмоциональному высказыванию, это способствует развитию речи детей,побуждает детей к речевому творчеству.
Чему учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитыватьчувство причастности к благополучию в природе;
- думать и рассуждать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру,за сохранение ее богатства и красоты.
Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать и
побуждает детей к речевому словесному творчеству.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
Кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования,Л. Н. Вахрушева выделяет следующие виды экологических сказок :
- сказки - «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных; («Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное перышко»)
- сказки - «почемучки» помогают взрослым отвечать на многочисленные вопросы детей. В названии таких сказок содержится вопрос; («Путешествие капельки»)
- сказки - «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества. («Сова» В. Бианки)
Работа с экологической сказкой включает в себя следующие этапы:
- чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
- рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
- драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя роль.
В своей работе я использую такие методы:
-придумывание сказок самими детьми - сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия. При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.
- использование фрагментов сказок - при знакомстве детей с тем или иным природным материалом я применяю в качестве иллюстраций фрагменты сказок. Например, в сказках Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания.
В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).
- использование сказок для организации игр - многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе. После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование – какая подгруппа быстрее составит цепочку.
- сказки и изобразительное искусство
Дети с удовольствием иллюстрируют сказки, как известные, так и собственные. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала.
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Русские народные сказки также дают детям богатый материал о природе и так же обогащают речь детей. В сказке репка дети знакомятся с репой как корнеплодом и способом приготовления различных блюд из нее. В сказке «Вершки и корешки» обогащается словарный запас детей съедобными корнеплодами и съедобными плодами растущими на поверхности земли -вершками. Закрепляем материал в игре «Вершки и корешки». В сказке «Под грибком» дети узнают, что влияет на рост растений, учатся устанавливать причинно следственные связи.
Таким образом, экологическая сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников, словесного творчества, обучения пересказу, т. к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания.
Список литературы
1. Арефьева Л. Б. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir.
2. Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Рис. В. Храмова. – М. : Просвещение, 1993.-240 с.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений – М. :Академия, 1999. – 184 с. 5.
4. Синицына Е. И. Умные сказки, серия Через игру к совершенству. - М. —1999.-168с.
5. Сбродова И. А. Авторская программа «Матушка-природа» по формированию начал экологической культуры детей. https://festival.1september.ru
6. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки : экология для малышей. - М. : ТЦ Сфера, 2008. – 92 с.