Глущенко Светлана Анатольевна
Роль слушания классической музыки в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида №34»
ТЕМА:
«Роль слушания классической музыки в развитии
детей раннего возраста»
Автор:
музыкальный руководитель
Глущенко С. А.
г. Хабаровск
2021г.
«Роль слушания классической музыки в развитии детей раннего возраста»
Публикация «Роль слушания классической музыки в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги, хочу начать свое выступление словами Н. Ветлугиной «Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе» (2 слайд)
По данным исследователей, именно музыка- самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство для детей. Она обладает удивительной силой, и потому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребенка.
Музыкальное развитие детей раннего возраста было и остается наименее изученной проблемой музыкальной педагогики и психологии.
(3 слайд) В этой области работали педагоги Н. А. Метлов, Т. С. Бабаджан, В. А. Петрова, К. Тарасова.
Специфика музыкального развития состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
(4 слайд) (диаграмма) Основы любви к музыке закладываются в раннем возрасте. И здесь важно не упустить этот период. Маленький ребенок, независимо от темперамента, а также развития способностей проявляет интерес к звукам вообще и в частности активно реагирует на музыку. Можно сказать, маленький ребенок любит музыку и с ее помощью великолепно самовыражается.
(5 слайд) Сегодня хочу вам рассказать о научно-методическом пособии, которое было издано в Хабаровске, в 2008 г., под редакцией Целепи Татьяны Юрьевны (методиста Научно-методического центра, авторы: Жук Ирина Николаевна и Глущенко Светлана Анатольевна.
Пособие называется «Роль слушания классической музыки в развитии детей раннего возраста». В этом пособии представлена часть моего опыта работы с детьми раннего возраста, который не потерял актуальность и по сегодняшний день.
(6 слайд) Сборник включает в себя:
• вступительную часть- теоретическое обоснование,
• практическую часть, где предоставлены перспективное планирование, конспекты занятий
• мониторинг оценки внешних проявлений детей раннего возраста при восприятии классических произведений.
Расскажу кратко о содержании частей. Подробнее остановлюсь на практическом применении.
Во вступительной части еще раз подчеркивается важность развития музыкальных способностей ребенка, прежде всего, музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости.
(7 слайд) Основная цель слушания в первой младшей группе: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
На третьем году жизни малыши с интересом слушают – воспринимают вокальную и инструментальную музыку, для которой характерны богатые выразительные средства и яркие образы. Обычно она быстро запоминается детьми. Как правило, уже на третьем занятии дети узнают мелодию и могут ответить на вопрос: «О чем это произведение?».
(8 слайд) Умению слушать классическую музыку и любить её необходимо учиться. И в этом ребёнку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться какую музыку лучше слушать. Есть некоторые правила. В частности, детям младше трёх лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии- пусть за частую они самые красивые. А теперь хочу поделиться с коллегами практическими наработками
(9 слайд) Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор, - Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество- любопытная загадка.
Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изыскано простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого потенциала и интеллекта.
(10 слайд) Ещё один композитор, чье творчество, несомненно, нравится детям- это Петр Ильич Чайковский. Все его произведений обладают одним огромным достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года», совершить маленькие музыкальные путешествия, либо потанцевать.
(11 слайд) Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестное произведение «Шутка» (из Сюиты №2).
(12 слайд) Принципы выбора произведения следующие:
доступность эмоционально-образного содержания произведения музыкальному опыту раннего возраста;
контрастность по характеру музыкальных произведений;
непродолжительность звучания (1-1,5 минут);).
(13 слайд) Ещё хочется сказать об одной особенности слушания классической музыки у детей раннего возраста, - это её активное слушание.
Выдающийся музыкальный педагог А. Артболевская в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что «. музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движения с музыкой. Необходимо поэтому раньше начать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность- музыкальное движение, ритмику».
По мнению швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жана Далькроза «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать с воспитания в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует более живой и «успешной работе мозга».
(14 слайд) Движения под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных патологиях.
Опираясь на эти знания при первом знакомстве с музыкальным произведением я стараюсь создать доброжелательную атмосферу, вызвать у детей положительные эмоции.
(15 слайд) В работе с детьми первой младшей группы я использую различные методы и приемы обучения слушанию :
• слушание музыки,
• показ игрушки,
• словесное объяснение.
Перед началом исполнения произведения, я рассказываю детям, что они услышат.
При восприятии использую приемы наглядности, сюрпризных моментов, игр-инсценировок.
(16,17 слайд) Например: при первом знакомстве с музыкальным произведением «Шутка» И. С. Баха дети смотрят на проекторе красивых движущихся бабочек и слушают музыку. На втором бабочки опускаются на ладошки детей и просят детей с ними потанцевать. Для этого были изготовлены небольшие бабочки из бумаги на ленточках
(18,19 слайд) Для знакомства с произведением «Полька» П. И. Чайковского использую ростовые куклы: Мишку, Лисичку, они приводят своих медвежат и лисят и дети при восприятии их учат танцевать. Выполняя при восприятии самые простые движения (пружинку, кружение). Дети с удовольствием выполняют движения под музыку.
(20,21 слайд) При восприятии произведения В. А. Моцарта «Колокольчики звенят» показываю ребятам большой колокольчик. На следующем занятии дети сами играют на маленьких колокольчиках.
Ещё хочется напомнить, что у детей раннего возраста развито конкретно-образное мышление, поэтому классическая музыка не должна быть просто шумовым раздражителем, на который ребёнок перестаёт реагировать уже через 2-3- минуты, а должна звучать в игровых ситуациях с использованием наглядности, под руководством воспитателя. С этой целью воспитатель и музыкальный руководитель должны продумывать варианты использования музыки в повседневной жизни.
Конспекты занятия с детками ясельного возраста, а также перспективное планирование, представлено в практической части сборника.
(22 слайд) В заключительной части пособия вы можете найти мониторинг оценки внешних проявлений детей раннего возраста при восприятии классических произведений.
Таким образом, системное построение занятий, где продумано восприятие музыки через организацию разных видов музыкальной деятельности, использование педагогом разных интересных методических приёмов способствует формированию эмоциональной отзывчивости малышей, интереса и внимания к высокохудожественным музыкальным произведениям.
Это в дальнейшем позволит им использовать свой эмоциональный опыт в более глубоком понимании разнообразных музыкальных впечатлений, интонаций классической музыки.
Сборник опубликован на моей страничке портала МААМ, а также в электронном журнале «Дошколёнок. Ру», где все желающие смогут ознакомиться с ним подробнее.
(22 слайд) А закончить своё выступление хочу такими словами:
«Профессии моей мне позавидует любой!
Ведь каждый день пою, танцую!
Мир музыки прекрасный и большой.
В нем я творю, пою, ликую!»