ДЛН
Опыт работы «Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей раннего и дошкольного возраста в условиях Дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, а также представители отечественной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания, поскольку сенсорное воспитание – это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах окружающего мира. Его основной целью является научение ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов звуков и помощи в овладении множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Особенно это заметно у детей, воспитывающихся в закрытых заведениях, где развитие ребенка проходит в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми, что отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка.
Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются (Щелованов Н. М., Аксарина Н. М., 1955). Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития
Задача дошкольных учреждений – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом их возрастных характеристик.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики и психологии доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «СНУЗЛЕН» или сенсорная комната.
Сенсорная комната предназначена для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.
В областном специализированном «Доме Ребенка» г. Курска сенсорная комната оборудована пузырьковыми трубками, мягко меняющими цвет по всей высоте распространения пузырьков. Они дают сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Акриловые зеркала, помещенные за пузырьковыми трубками, усиливают этот эффект, при прикосновении к трубкам чувствуется мягкая вибрация.
Фиброоптический ковер «Млечный путь» представляет сбой настенный ковер, в который вплетены нити фиброоптики. Ковер светится красным, желтым, зеленым или синим цветом.
Каскад фиброоптического волокна, встроенный в мягкую платформу, постоянно меняет цвет по всей длине, концентрируя внимание ребенка.
Вращающийся зеркальный шар создает «волшебную» атмосферу. Широко применяется в сказкотерапии для снижения уровня тревожности и коррекции страхов.
Проектор направленного света служит для обогащения восприимчивости и воображения.
Мягкая форма «Пуфик» принимает форму тела ребенка и используется в релаксационных целях.
Также здесь имеется музыкальный центр с набором аудиодисков с классической музыкой, специально аранжированной и подобранной для малышей, диски со звуками живой природы, ароманабор.
В сенсорной комнате собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Помимо напольной сенсорной дорожки, наборов геометрических тел, различных сенсорных панелей, здесь используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Малыши с удовольствием играют с песком и водой.
Также одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывается возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию проводятся с детьми в возрасте от 1,5 лет и старше.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом, затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).
В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок, основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
лепка из глины, пластилина, теста; рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
1. Стимулирует все сенсорные процессы;
2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
3. Возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
4. Корректирует нарушенные высшие корковые функции;
5. Казвивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.
Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:
•самостоятельную реабилитационную процедуру;
•способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
•средство оптимизации реабилитационного процесса.