Светлана Гнилицкая
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все речевые навыки, умения детей, полученные в ДОУ, закрепить в повседневной жизни: на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, во время оказания помощи взрослым дома и на даче.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на мой взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Перед педагогами встает задача помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду).
Публикация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Осознанное включение родителей в совместный с воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Свою работу с родителями я строю на следующих принципах: целенаправленность, системность, плановость, доброжелательность, открытость.
Общаясь с ребенком и родителями, я собираю следующую информацию:
1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей.
2. Общая семейная атмосфера.
3. Роль родителей в воспитании ребенка.
4. Понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка.
5. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.
6. Система воспитательных воздействий на ребенка.
7. Организация совместных форм деятельности в семье.
8. Создание развивающей среды в семье.
Учитывая полученные знания, ведется работа по следующим направлениям совместной деятельности воспитателя и родителей:
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
Вся вышеперечисленная деятельность невозможна без наличия доверия со стороны родителей. Установление доверия к педагогу процесс сложный и последовательный. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников.
Взаимодействие с родителями выстраиваю по определённой системе, которая включает в себя:
1. Ознакомительные беседы. На начальных этапах совместной работы с родителями необходимо провести беседу, в ходе которой дается разъяснение специфики работы, направленной на преодоление речевых нарушений, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Эта встреча очень важна как для педагогов, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. В процессе работы с родителями, педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребенком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.
2. Информация на стендах. Отражает сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые необходимо периодически обновлять, так же приводится список рекомендуемой литературы.
3. Информационные выставки в группе - наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.
4. Открытые образовательные мероприятия родители посещают с большой заинтересованностью, проводим интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
5. Консультации, семинары – мы стараемся проводить их так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций. К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий.
6. Проводим «День открытых дверей», в ходе которого рассказываем и показываем особенности деятельности в нашей группе, а в дальнейшем пробуем проводить совместные мероприятия, на которых родители обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.
7. Индивидуальные беседы. Беседовать с родителями по вопросам состояния речевого развития их ребенка. Главное в доступной и понятной форме раскрывать перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления определенного нарушения. В индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения ребенка, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушиваются к советам и рекомендациям педагога, делятся своим мнением и впечатлениями. Педагог и специалисты постоянно напоминают им, что, расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие доступные пониманию ребенка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому владению правильной речью. Важно подчеркнуть, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, отвечать полными предложениями. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребенком может включать следующие виды заданий:
- артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]) : «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор».
- пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействие ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребенка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.
С целью развития мелкой моторики, родителям рекомендуем в игровой форме дома выполнять с ребенком различные задания:
- конструирование из кубиков, домиков, башен и т. д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
-раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, кубиков, пирамид). составление предметных разрезных картинок. сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и четыре. первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
- складывания из палочек, спичек, геометрических фигур, изображений, букв.
- обведение контуров, предметных изображений.
- раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- вырезание цветных полосок, фигур по контурам.
- расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
- наматывание ниток на катушку, клубок
- работа с мозаикой, пластилином.
– дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родителям рекомендуем предложить ребенку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую свечу.
Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, повысить педагогическую грамотность, которую они приобретают благодаря осуществляемому взаимодействию. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.