Лариса Понкратова
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.
Публикация «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.
Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.
У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами
Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.
В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся…
Ваша мать пришла,
Молочка принесла
Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен…
Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.
Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:
Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.
Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:
Петух в сказке поёт : «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»
Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
1. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
2. Размер книжки - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
3. Прочность – обычный или ламинированный картон.
4. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.
Вот несколько предложений - как правильно читать ребенку сказку :
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием.
3. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.
4. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.
Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.
Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.
Не забывайте читать детям сказки на ночь.
Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.
Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.
Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.
Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.