Получи документы

Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей

эльвира кувакина
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа.

2 слайд

Условия возникновения опыта:

Я начала углублё нно работать по этой теме по нескольким причинам:

Публикация «Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» размещена в разделах

Во- первых, наблюдая за детьми своей группы, заметила, что многие только на словах имеют представления о нравственных понятиях (то есть могут сказать что хорошо, что плохо, но не могут объяснить почему именно так); не применяют свои знания в повседневной жизни, не могут спокойно общаться друг с другом, даже проявляют некоторую враждебность.

Во- вторых, я выбрала работу с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Поэтому через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт.

3 слайд

Актуальность:

. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

читать детям стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны.

4 слайд

Теоретическое обоснование

Многие педагоги занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в д. с»- характеризует народные сказки с точки зрения их назначения и воспитания у ребёнка моральных чувств.

Федяевская В. М. - уделяла большое внимание народной сказке, как средству воздействия на детей.

Флёрина Е. А. - подчёркивала педагогическую ценность сказок.

М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. Ф. Лунина- освещали положительную роль художественной литературы и народной сказки в нравственном воспитании детей.

5 слайд

Цели и задачи:

Цель моей работы: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку, по средством более углублённого знакомства с русскими народными сказками.

Я поставила следующие задачи:

1. - Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

6 слайд.

Педагогическая идея:

язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т. д.

Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, с взрослыми.

7 слайд

Программно- методическое обеспечение:

В своей работе использовала основную программу нашего детского сада, содержание которой представлено общеобразовательной программой ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, а также использовала ряд пособий, их вы видите на слайде.

8 слайд

Принципы работы:

Во время работы над приобщением детей русским народным сказкам учитывала принципы :

- вариативности и динамичности (т. е. предметная среда должна постоянно дополняться и обновляться с учётом возрастных особенностях детей, с накоплением знаний и умений)

- гумманизации и партнёрства (уважение личности ребёнка. Отношение ребёнка и педагога строятся на доверии, сотрудничестве).

- деятельности и интерактивности (применение полученных знаний в повседневной жизни, в реализации в разных видах деятельности)

- не прирывности (решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка).

9 слайд

Работа проходила по основным 3-м направлениям:

1. обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

2. организованноя работа с детьми

3. организация взаимодействия с семьями воспитанников

10 слайд

Развивающая среда. фото

Среду пополняли в соответствии со знакомством со сказками (размещаем в театральном уголке декорации, персонажи для настольного театра, костюмы для разыгрывания сюжетов из сказок;

В центре творчества: сюжетные раскраски, шаблоны, трафареты, разного вида нетрадиционные средства рисования (тычки, бумажные трубочки, ватные палочки, жёсткие кисти)

Постоянно пополняется уголок книги: одна и та же сказка может быть представлена в разных оформлениях, для сравнения; альбомы с иллюстрациями к сказкам.

Много дидактических и настольных игр.

11 слайд

Формы работы:

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми, изучение темы проходило через следующие формы:

-образовательная деятельность (знакомство со сказкой : чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности- лепку, рисование)

-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр м. ф. и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)

-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную предметную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать

13слайд

Этапы работы со сказкой

знакомство со сказкой проходило поэтапно.

- непосредственное знакомство со сказкой :

- эмоциональное восприятие сказки

- художественная деятельность: передавали своё отношение к героям сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструирование.

- самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

14 слайд (фото)

15 слайд методы

В работе со сказкой использовала, как традиционные методы (наглядные, словесные, игровые, практические, так и нетрадиционный - метод проектов.

Так, на пример при ознакомлении со сказкой использовала с детьми беседы по содержанию, рассматривали иллюстрации, предлагала детям решить проблемные ситуации- если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и т. д. Для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимали сказку, предлагали детям д/и «Расскажи сказку», «Угадай, что за сказка», театры, они пытались самостоятельно пересказывать содержание сказок, играли с персонажами. Закрепляли знания детей о сказке в играх разного характера.

Наиболее эффективным методом - является метод проектов, разработан проект

В проект были включены сказки, помогающие с формировать разные нравственные понятия, с интегрированы разные виды деятельности

16 слайд (фото)

17 слайд

Фото- самостоятельная деятельность детей самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

18 слайд

Формы взаимодействия с родителями: в ФГОС подчёркивается, что одним из важных принципов ДО является сотрудничество с семьёй. Мы использовали следующие формы работы:

-анкетирование с целью выяснить, понимают ли родители, какое значение имеет чтение р. н. с. в воспитании и развитии детей, читают ли детям дома, сколько и что, посещают ли театр.

- родительское собрание на тему: «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

-консультация : «Сказки это чудо

-организация мини-библиотеки для родителей и детей (вошли сказки с которыми мы знакомили детей в д/с. и р. н. с, которые рекомендовали прочитать и обсудить с детьми дома.)

-участие в выставке рисунков «Мы любим сказки»

- создание альбома «Мои любимые сказки»

-собрали мини- музей «Курочка Ряба»

Таким образом, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в творческую деятельность с детьми и приобщили их к совместной работе с воспитателем.

Взаимодействие с родителями носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

19 слайд

Для определения уровня сформированности нравственных понятий у детей, я использовала методику «Сюжетные картинки» Р. М. Калининой.

По этой методике детям предлагала:

• Различение простых нравственных норм

• Оценка поведения и поступков героев

• Эмоциональный отклик ребёнка на сказку

На диаграмме видно, что на начало работы большинство детей имели поверхностные представления о нравственных понятиях- 81%

Могли отобрать картинки правильно, но не могли объяснить свой выбор, почти никто из детей не применял знания в повседневной жизни.

Частично сформированы понятия у 19% детей

После проведения работы мы видим, что нравственные понятия сформировались у 12% детей, частично сформировались у 73%, а остались не сформированными всего у 15%.

20 слайд

Результаты работы

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боялись, выбирать роль, стали более открытыми.

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Для детей своей группы инсценировали отрывок из сказки «Крошечка- Хаврошечка»; в конце года с детьми поставили сказку «Теремок», все дети активно участвовали в работе- пробовались на роли, с интересом примеряли костюмы, старались передать характер персонажей интонацией и мимикой.

Сначала показали спектакль в своей группе, а потом детям других групп.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре «Колядки от Сказки»Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре «Колядки от Сказки» Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям. Задачи: 1. Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возрастаРоль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказку я использую как в воспитательно-образовательном.

Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Чтение русской.

Конспект занятия по речевому развитию детей средствами сказки и рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» МБДОУ «Детский сад №314» Ляляевой О. А. Конспект занятия № 1 Тема занятия: рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Задачи:.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» «Роль сказки в развитии речи детей» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети говорили красиво, правильно. Но как мы можем этого.

Консультация «Роль сказки в развитии детей» Консультация "Роль сказки в развитии детей". "И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Паспорт педагогического проекта Наименование проекта Педагогический проект «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Разработчик.

Роль сказки в развитии речи средней группы детейРоль сказки в развитии речи средней группы детей Гайдабура Татьяна Николаевна, воспитатель Сказка в развитии речи детей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость.

Театр-экспромт для детей. Сценарий спектакля по мотивам русской народной сказки «Репка» Театр-экспромт для детей. Сценарий. По мотивам русской народной сказки «Репка» Автор: «Возле старого сарая, В землю семечки бросая, Дед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей
Опубликовано: 29 июля 2018 в 17:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем эльвира кувакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД