эльвира кувакина
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа.
2 слайд
Условия возникновения опыта:
Я начала углублё нно работать по этой теме по нескольким причинам:
Публикация «Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Во- первых, наблюдая за детьми своей группы, заметила, что многие только на словах имеют представления о нравственных понятиях (то есть могут сказать что хорошо, что плохо, но не могут объяснить почему именно так); не применяют свои знания в повседневной жизни, не могут спокойно общаться друг с другом, даже проявляют некоторую враждебность.
Во- вторых, я выбрала работу с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Поэтому через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт.
3 слайд
Актуальность:
. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
читать детям стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны.
4 слайд
Теоретическое обоснование
Многие педагоги занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в д. с»- характеризует народные сказки с точки зрения их назначения и воспитания у ребёнка моральных чувств.
Федяевская В. М. - уделяла большое внимание народной сказке, как средству воздействия на детей.
Флёрина Е. А. - подчёркивала педагогическую ценность сказок.
М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. Ф. Лунина- освещали положительную роль художественной литературы и народной сказки в нравственном воспитании детей.
5 слайд
Цели и задачи:
Цель моей работы: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку, по средством более углублённого знакомства с русскими народными сказками.
Я поставила следующие задачи:
1. - Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6 слайд.
Педагогическая идея:
язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т. д.
Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, с взрослыми.
7 слайд
Программно- методическое обеспечение:
В своей работе использовала основную программу нашего детского сада, содержание которой представлено общеобразовательной программой ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, а также использовала ряд пособий, их вы видите на слайде.
8 слайд
Принципы работы:
Во время работы над приобщением детей русским народным сказкам учитывала принципы :
- вариативности и динамичности (т. е. предметная среда должна постоянно дополняться и обновляться с учётом возрастных особенностях детей, с накоплением знаний и умений)
- гумманизации и партнёрства (уважение личности ребёнка. Отношение ребёнка и педагога строятся на доверии, сотрудничестве).
- деятельности и интерактивности (применение полученных знаний в повседневной жизни, в реализации в разных видах деятельности)
- не прирывности (решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка).
9 слайд
Работа проходила по основным 3-м направлениям:
1. обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
2. организованноя работа с детьми
3. организация взаимодействия с семьями воспитанников
10 слайд
Развивающая среда. фото
Среду пополняли в соответствии со знакомством со сказками (размещаем в театральном уголке декорации, персонажи для настольного театра, костюмы для разыгрывания сюжетов из сказок;
В центре творчества: сюжетные раскраски, шаблоны, трафареты, разного вида нетрадиционные средства рисования (тычки, бумажные трубочки, ватные палочки, жёсткие кисти)
Постоянно пополняется уголок книги: одна и та же сказка может быть представлена в разных оформлениях, для сравнения; альбомы с иллюстрациями к сказкам.
Много дидактических и настольных игр.
11 слайд
Формы работы:
Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми, изучение темы проходило через следующие формы:
-образовательная деятельность (знакомство со сказкой : чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности- лепку, рисование)
-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр м. ф. и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)
-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную предметную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать
13слайд
Этапы работы со сказкой
знакомство со сказкой проходило поэтапно.
- непосредственное знакомство со сказкой :
- эмоциональное восприятие сказки
- художественная деятельность: передавали своё отношение к героям сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструирование.
- самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.
14 слайд (фото)
15 слайд методы
В работе со сказкой использовала, как традиционные методы (наглядные, словесные, игровые, практические, так и нетрадиционный - метод проектов.
Так, на пример при ознакомлении со сказкой использовала с детьми беседы по содержанию, рассматривали иллюстрации, предлагала детям решить проблемные ситуации- если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и т. д. Для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимали сказку, предлагали детям д/и «Расскажи сказку», «Угадай, что за сказка», театры, они пытались самостоятельно пересказывать содержание сказок, играли с персонажами. Закрепляли знания детей о сказке в играх разного характера.
Наиболее эффективным методом - является метод проектов, разработан проект
В проект были включены сказки, помогающие с формировать разные нравственные понятия, с интегрированы разные виды деятельности
16 слайд (фото)
17 слайд
Фото- самостоятельная деятельность детей самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.
18 слайд
Формы взаимодействия с родителями: в ФГОС подчёркивается, что одним из важных принципов ДО является сотрудничество с семьёй. Мы использовали следующие формы работы:
-анкетирование с целью выяснить, понимают ли родители, какое значение имеет чтение р. н. с. в воспитании и развитии детей, читают ли детям дома, сколько и что, посещают ли театр.
- родительское собрание на тему: «Роль сказки в воспитании и развитии детей»
-консультация : «Сказки это чудо!»
-организация мини-библиотеки для родителей и детей (вошли сказки с которыми мы знакомили детей в д/с. и р. н. с, которые рекомендовали прочитать и обсудить с детьми дома.)
-участие в выставке рисунков «Мы любим сказки»
- создание альбома «Мои любимые сказки»
-собрали мини- музей «Курочка Ряба»
Таким образом, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в творческую деятельность с детьми и приобщили их к совместной работе с воспитателем.
Взаимодействие с родителями носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
19 слайд
Для определения уровня сформированности нравственных понятий у детей, я использовала методику «Сюжетные картинки» Р. М. Калининой.
По этой методике детям предлагала:
• Различение простых нравственных норм
• Оценка поведения и поступков героев
• Эмоциональный отклик ребёнка на сказку
На диаграмме видно, что на начало работы большинство детей имели поверхностные представления о нравственных понятиях- 81%
Могли отобрать картинки правильно, но не могли объяснить свой выбор, почти никто из детей не применял знания в повседневной жизни.
Частично сформированы понятия у 19% детей
После проведения работы мы видим, что нравственные понятия сформировались у 12% детей, частично сформировались у 73%, а остались не сформированными всего у 15%.
20 слайд
Результаты работы
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боялись, выбирать роль, стали более открытыми.
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Для детей своей группы инсценировали отрывок из сказки «Крошечка- Хаврошечка»; в конце года с детьми поставили сказку «Теремок», все дети активно участвовали в работе- пробовались на роли, с интересом примеряли костюмы, старались передать характер персонажей интонацией и мимикой.
Сначала показали спектакль в своей группе, а потом детям других групп.