МААМ-картинки

Роль проектной деятельности в коррекции речи, при дислалии

Дубровина Анастасия
Роль проектной деятельности в коррекции речи, при дислалии
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль проектной деятельности в коррекции речи при дислалии»

Проект – слово иноязычное, латинского происхождения. В переводе означает «брошенный вперед». На современном этапе слово является многозначным и может использоваться для обозначения различных явлений и предметов:

- проект как совокупность документов, разрабатываемых для создания какого-либо изделия или сооружения;

- проект как предварительный образец текста какого-либо документа;

- проект как какой-либо план или замысел [8].

Публикация «Роль проектной деятельности в коррекции речи, при дислалии» размещена в разделах

Следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов». Проектная деятельность – это вид учебно-познавательной деятельности, направленный на создание творческих проектов. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов [17].

В научно-методической литературе существует различные подходы к определению проектной деятельности. Проблема внедрения проектной деятельности в процесс обучения является предметом исследования многих ученых и методистов. Но до сих пор не существует единого подхода к пониманию проектной деятельности, поэтому следует провести анализ психолого-педагогической литературы и изучить различные точки зрения на сущность проектной деятельности [21].

По мнению Н. Ю. Пахомовой, проектную деятельность можно рассматривать как один из видов деятельности, в основе которой лежат следующие существенные признаки:

проектная деятельность присуща только человеку как социальному существу, что отличает его других биологических организмов; проектная деятельность отражает потребность людей к совместной деятельности и творчеству;

проектная деятельность лежит в основе любого вида деятельности, если ее понимать как определенный замысел, образ, план будущего результата;

проектная деятельность подразумевает создание определенного проекта – продукта, а также способов реализации проекта с учетом его направленности и ориентированности;

проектная деятельность является способом познания, так как в ходе создания проект человек приобретает новые знания, опыт, учится применять полученные знания на практике;

проектная деятельность может рассматриваться как проявление творчества, так как результат работы – это получение нового продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и ценностью [47].

Как считает Е. Н. Землянская, проектная деятельность включает в себя определенные совместные действия, направленные на творческую и познавательную реализацию, овладение навыками самостоятельной и групповой работы с целью достижения поставленных целей и задач. В процессе обучения проектная деятельность выступает средством познавательного и творческого развития личности, формирования личностно важных качеств [23].

С. А. Ермолаев отмечает, что проектная деятельность является средством реализации технологии проблемного обучения, так как содержит в себе активные, самостоятельные, творческие действия, направленные на создание проектного продукта [21].

Проектная деятельность рассматривается не только с позиции ее целей и содержания, но и участвующих в ней субъектов. Для педагога проектная деятельность является средством достижения задач образовательного процесса. Как дидактическое средство, проектная деятельность позволяет сформировать определенные умения и навыки, личностные качества детей, в том числе самостоятельность, инициативность, ответственность и другие.

Проектная деятельность способствует тому, что детей можно научить умениям и навыкам проектирования и исследовательской деятельности, в том числе:

- формулирования проблемы в соответствии с темой выбранного проекта;

- постановки цели, задач и разработки плана действий по их реализации, выдвижения гипотезы;

- определения комплекса методов сбора информации, анализа и интерпретации результатов;

- поиска информации по теме проекта, необходимой для разработки продукта проектной деятельности;

- реализации определенной технологии изготовления проектируемого продукта;

- практического применения полученных знаний для реализации поставленных задач;

- представления результатов проведенной работы в различных формах – презентации, макета, театральной постановки, представления и других;

- осуществления рефлексии и самоанализа с целью осознания степени достижения поставленных задач и решения заявленной вначале проблемы проектной деятельности [30].

Для ребенка как субъекта проектной деятельности предоставляются значительные возможности для обучения, освоения учебного материала и для раскрытия и реализации творческого потенциала. Проектная деятельность позволяет применить свои знания в индивидуальной и групповой работе [42].

Таким образом, проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, при которой обучающиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного либо под руководством педагога планирования, разработки, выполнения заданий. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать свой темп продвижения к конечным результатам обучения.

Проектная деятельность направлена на организацию познавательной, практической и самостоятельности деятельности детей. Также проектная деятельность позволяет создать условия для достижения целевых ориентиров, представленных в ФГОС ДО.

Помимо вышеперечисленного, к функциям проектной деятельности можно отнести :

1. Мотивационная: формирование у детей уверенности в себе и своих силах, повышение самооценки, познавательного интереса.

2. Коммуникативная: развитие у детей «командного духа» и «чувства взаимопомощи», формирование коммуникабельности и умение сотрудничать.

3. Развивающая: создание условий для развития внимания, мышления, памяти, речи, воображения.

4. Исследовательская: формирование исследовательских умения (выявление проблем, сбор информации и т. д., умение строить гипотезы.

5. Творческая: формирование у детей творческого воображения, умений и навыков продуктивной деятельности, выполнения продукта проекта [2].

В научной литературе существуют различные подходы к классификации проектной деятельности. Е. С. Полат предлагает выделять виды проектов по следующим основаниям [49].

По содержанию проекты могут быть монопредметными, межпредметными и надпредметными.

Монопредметные проекты выполняются в рамках одного предмета, например, окружающего мира в начальной школе. В дошкольном образовании монопроекты могут быть выполнены в рамках определенной образовательной области, например, по речевому развитию, по художественно-эстетическому развитию и т. д.

В межпредметных проектах наблюдается интеграция знаний из смежных предметов или областей, например, окружающего мира и математики, литературы и изобразительной деятельности. В дошкольном образовании межпредметные проекты дают возможность для интеграции образовательных областей.

Надпредметные проекты выполняются с целью изучения материала, который не входит в содержание учебной программы. Данные проекты используются, как правило, на этапе среднего и основного общего образования.

По используемым методам решения поставленных задач проекты разделяются на :

информационные,

практико-ориентированные,

творческие,

игровые [50].

Информационные проекты основаны на методах теоретического анализа и обобщения информации.

Творческие и исследовательские проекты основаны на эмпирических методах (анкетирование, опыты, художественно-творческая деятельность).

Игровые проекты основаны на игровым методах (дидактическая игра, ролевая игра, подвижная игра).

По включенности проектов в учебный план выделяющие текущие и итоговые. Текущие проекты используются в ходе изучения определенной темы. Итоговые проекты проводятся после завершения изучения определенного раздела или в конце учебного года и служат также формой контроля [2].

По продолжительности выделяются кратковременные, или мини-проекты, которые занимают один или несколько занятий, проекты средней продолжительности и долгосрочные проекты, выполняемые на протяжении нескольких месяцев.

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса разделяют проекты на индивидуальные и групповые [9]. Индивидуальные проекты в дошкольном образовании выполняются детьми под руководством педагога и с помощью родителей. Групповые проекты выполняются группой детей, которые совместно разрабатывают определенный продукт. Это может быть результат коллективной творческой деятельности, например, коллективная лепка по мотивам сказки, поделки из различных материалов, объединенные определенным сюжетом и другие.

Проектная деятельность подразумевает организацию сотрудничества педагога и детей, а также сотрудничество детей и родителей.

Педагог помогает детям искать источники информации, а те в свою очередь учатся ее извлекать и перерабатывать в соответствии с выбранной темой. Педагог координирует процесс выполнения проекта, направляет работу детей, организует обратную связь, поощряет и корректирует процесс.

Дети в ходе проектной деятельности учатся взаимодействовать с педагогом, а при организации групповых проектов – и с другими детьми, сверстниками [52].

Если рассматривать проектную деятельность как технологию личностно-ориентированного обучения, то можно увидеть, что она способствует формированию различных качеств личности ребенка. В первую очередь это такие качества, как инициативность, самостоятельность, креативность и другие.

В процессе проектной деятельности дети поэтапно выполняют запланированные действия для создания определенного продукта, что создает ситуацию успеха, удовлетворения от результатов своей работы.

Проектная деятельность может быть организована как:

индивидуальная,

парная,

групповая.

Каждый вид проектной деятельности детей предполагает организацию взаимодействия с родителями. Сотрудничество родителей и детей осуществляется на всех этапах проектной деятельности :

1. Подготовительный этап.

Педагоги и родители помогают детям осознать значимость проекта, формулируют проблему и цели проекта, вместе с детьми выбирают продукт проекта.

2. Этап организации проектирования.

На данном этапе родители или педагоги помогают детям составить план действий, который позволит достичь поставленных целей и задач, совместно с детьми распределяют роли и обязанности.

3. Этап непосредственного проектирования.

Родители и педагоги совместно с детьми последовательно выполняют запланированные действия, ищут необходимую информацию, изготавливают продукт проекта, оказывают помощь. Важно на данном этапе делать не «вместо», а «вместе» с детьми.

4. Этап презентации.

На данном этапе родители и дети готовят презентацию проекта, представляют продукт совместной деятельности зрителям (педагогам и сверстникам) [2].

Важным является оформление результата проектной деятельности в «осязательной» форме. Если проблема – это определенный мысленный вопрос, то результат проекта – это конкретный продукт, который можно использовать либо на уроке, либо в реальной жизни. Поэтому проект всегда несет в себе теоретическую и практическую значимость [57].

Обобщив различные подходы к определению проектной деятельности, можно сделать вывод о том, что в основе ее лежат следующие принципы:

ребенок выступает как субъект познавательной и творческой деятельности, выполняемой с целью решения определенной проблемы через комплекс действий, направленных на получение того или иного продукта;

совместная работа детей и родителей в проектной деятельности строится таким образом, чтобы предоставить возможность детям осознать и выполнить все этапы проекта;

проектная деятельность позволяет реализовать умения и навыки сотрудничества, совместной творческой деятельности, коммуникабельные и организаторские способности;

комплексный характер проектной деятельности позволяет решать не только обучающие, но и воспитательные и развивающие задачи, которые направлены на формирование личностных качеств (самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность и другие) [68].

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования [30].

Таким образом, под проектной деятельностью понимается деятельность, основанная на технологии проблемного обучения и предполагающая активную, самостоятельную и творческую работу, итогом которой является определенный проектный продукт. Проектная деятельность способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, а также навыков сотрудничества, коммуникативности, чувства взаимопомощи в процессе группового проектирования. Проектная деятельность выполняет следующие функции: мотивационная, коммуникативная, развивающая, исследовательская, творческая. В дошкольном образовании проекты разделяются на индивидуальные и групповые, монопредметные и межпредметные, кратковременные и долгосрочные, информационные, практико-ориентированные, творческие и игровые.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель и спланировать свои действия. Поэтому проектная деятельность в дошкольной образовательной организации носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников «Визуально-ритмический круг» - деревянный круговой тренажёр, разделённый на 12 сегментов. Направлен на развитие чувства ритма, слухового,.

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектной деятельности в коррекции речи, при дислалии
Опубликовано: 10 января 2023 в 20:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль проектной деятельности в коррекции речи, при дислалии» (включая файлы) размещена пользователем Дубровина Анастасия (УИ 2049145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД