Мария Шилова
Роль пальчиковых игр в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль пальчиковых игр в развитии дете й».
"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Эти выводы не случайны. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» ,«Сороку-сороку», «Козу».Такие простые игры – это один из видов пальчиковой гимнастики.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковые игры – это особые комплексы упражнений и игр, направленные на развитие мелкой моторики ручек ребенка.
Польза пальчиковых игр и упражнений заключается в следующем:
• Активизируют речевые зоны в мозге.
• Способствуют формированию правильной и четкой речи.
• Улучшают память.
• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.
•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.
• Развивают воображение и фантазию.
• Помогают овладеть письмом и рисованием.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:
• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.
• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание
• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.
• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.
• Игры с различными предметами.
• Потешки и считалочки.
• Составление из пальчиков различных фигурок.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек. С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Этапы разучивания игр:
В первую очередь, я показываю игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого, беру ручку ребенка, и, помогая ему, показываю игру еще раз, сама при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, я четко проговариваю текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – я ее оказываю, и произношу текст.
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости я подсказываю ребенку, и помогаю, если он запутался или сбился.
Примеры пальчиковых игр :
1. «Что делают пальчики?»
(То на правой, то на левой руке по очереди загибайте пальцы, начиная то с большого, то с мизинца)
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
2. «Человечек»
(Помогите малышу найти указательный и средний пальчики на правой руке и упереться ими в сто. Это будут ножки, а кисть – человечек. Покажите ребенку, как может бегать его новый друг.)
Наши пальчики бегут,
Развиваются, растут.
Чтобы буковки писать,
Надо быстро им бежать!
Кончилась дорожка-
Отдохни немножко.
3. «Четыре братца»
(Попросите ребенка соединить пальцы в щепотку, затем покажите, как соединить поочередно с большим пальцем все остальные.)
Идут четыре братца
Навстречу старшему.
- Здравствуй, старшой!
-Здорово, Васька- указка,
Мишка – середка,
Гришка – сиротка,
Да крошка – Тимошка!
4. «Замок»
(Сложить пальцы в «замочек», постучать им о стол, затем делать круговые движения «замочком» и рассоединить пальцы.)
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
5. «Кошка»
(Помогите ребенку сделать из пальцев кошачью голову. Для этого нужно соединить подушечки среднего и безымянного пальцев с подушечкой большого. Указательный палец и мизинец поднимайте вверх – это уши кошки.)
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке.
Возле печки греется,
Без водички моется.
6. «Цепочка»
(Большой и указательный пальцы левой руки соединить в кольце. В него попеременно вставлять колечки из пальцев правой рукию)
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся детям.