Валентина Мацакова
Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности. Что заложено в детстве, то остается навсегда. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, республики. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Публикация «Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному краю, обычаям, традициям, истории и культуре. Но при этом не надо забывать, что сами по себе знания - пища для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца».
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком, воспитывать любовь и уважение к старшим, развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Я работаю над темой самообразования «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через привитие любви к семье и к родному краю». Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни, ознакомление с историческим, национальным, культурным своеобразием родного края. Формирование нравственных понятий и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения ее результатов я использую наиболее эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение.
Поскольку игра - главное в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой, я в своей работе часто обращаюсь именно к ней.
Цель: формирование любви к родной земле, правильного отношения к обществу, своим обязанностям.
Задачи: познакомить дошкольников с достопримечательностями и историей родного края; воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, малой родине.
Предлагаю ознакомиться с игровыми пособиями-играми, которые можно использовать в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Игровое пособие для детей среднего и старшего возраста
«Протяни дорожку»
Задачи:
приобщить дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям;
учить читать информацию, переданную через символы;
развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
Оборудование: наборное полотно из картона, по краям изображены картинки
Варианты игр:
«Чей символ?»
На перфокарте изображены: флаг, герб, национальный костюм, достопримечательность России и Калмыкии. Дети должны соединить изображение символа с соответствующими национальными предметами и объяснить свой выбор.
«Заколдованный город»
На перфокарте картинки с контурными изображениями зданий и памятников современного города. Детям предлагается соединить контурами и фотографиями этих зданий и сооружений.
Игровое пособие «Быт и традиции наших народов»
Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому я стараюсь, как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, знакомить с укладом жизни, обрядами, бытом, историей своего народа.
Предлагаю вашему вниманию игровое пособие «Быт и традиции наших народов». Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться как наглядный материал в ознакомлении детей с бытом, культурой и искусством калмыцкого народа и России, как диагностический материал с целью закрепления полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи:
способствовать активному развитию речи, вербальному общению с детьми;
воспитывать интерес и уважение к представителям других народов;
совершенствовать знания о культуре, традициях, особенностях быта;
развивать коммуникабельность.
Оборудование: пособие в виде планшета, оклеенный картинкой с географическими особенностями Республики Калмыкия и РФ, условно разделен на два игровых поля. С одной стороны изображение кибитки, с другой – русская изба. На каждой части игрового поля закреплены «прозрачные окошки» по 5 шт.
Методические рекомендации для педагогов: необходимо подобрать иллюстративный материал по различным направлениям, например: убранство и утварь кибитки и избы, одежда, музыкальные инструменты, животные, предметы прикладного искусства, национальные костюмы, блюда и т. д.
Варианты игр с этим пособием
«Народный костюм»
Воспитатель предлагает детям собрать одну сторону игрового поля, выбрать картинку с изображением природных условий, установить характерное жилище, подобрать национальный костюм
«Что общего и чем отличаются?»
Детям предлагается рассмотреть картинки с предметами быта калмыцкого народа и России и распределить их на соответствующие игровые поля. Участники игры находят одинаковые предметы быта, определяют их сходства и отличия, выделяют предметы, которые есть только у представителей одного народа. Стараются объяснить традиции народа.
«Народные узоры»
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением предметов прикладного искусства. Воспитанники стараются определить, к какому народу они относятся, подбирают народный орнамент, высказывают предположения, что он символизирует
«Магазин сувениров»
В магазине сувениров – игрушки, изделия народных мастеров. Детям нужно определить, из какого материала они изготовлены, как называются и какому народу принадлежат.
«Угадай, что это?»
Картинки разложены изображением вниз. Ребенок должен выбрать любую, назвать, что на ней изображено. По выбранной картинке
собирается одна из сторон игрового поля по определенным направлениям (например, искусство, кухня и т. д.)
«Национальная кухня»
Детям нужно выбрать посуду (кастрюлю и котел) и приготовить национальное блюдо, подобрать картинку с видом готового блюда.
Игра - лото «Путешествие по городу Элиста»
Показать родной город, увлечь красотой и очарованием родных мест, пробудить чувства восхищения и гордости, расширить их интересы поможет следующее пособие игра-лото «Путешествие по городу Элиста»
Задачи:
Расширение и закрепление знаний детей о столице степной Калмыкии - городе Элиста.
Расширять знания о достопримечательностях города;
Обогащение словаря детей
Правила игры : В игре могут принять участие от 2-х до 4-х игроков.
Оборудование: на каждого участника по карточке с изображением достопримечательностей города, фишки.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об истории своей страны, ее традициях и обычаях. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям
В качестве помощи могут послужить составленные мною дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
А также они помогут подготовиться детям к школе, так как позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Для коллектива родителей провела консультации о значении дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании детей, презентацию дидактических игр, оформила папку-передвижку.
Консультация для родителей «Использование дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формирование умений договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым людям, умении помогать им.
Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру, формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отставать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов это- тоже критерии нравственного воспитания.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за вой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка –дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, степь – частичка Родины. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи. Следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в краеведческом музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за свой родной край, за малую родину.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к ирге. В игре переосмысливает накопленный нравственный опыт. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые качества: образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Цикл дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию : «Быт и традиции наших народов», «Моя Калмыкия», «Сложи герб Калмыкии», «Сложи флаг Калмыкии», «Найди пару», лото «Путешествие по городу Элиста», «Собери картинку» и т. д. Эти и другие игры помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Игра для развития дошкольников умеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить чувству общности, способности понимать другого, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно.