Наталия Константиниди
Консультация для воспитателей о нравственно патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через
организацию проектной деятельности совместно с родителями»
Дата проведения: 20.04.2018
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.
Публикация «Консультация для воспитателей о нравственно патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Очень важно правильно организовать работу над проектом для того, чтобы такая работа принесла свои ощутимые результаты. А для этого необходимо знать все составляющие предстоящей работы, в том числе и работая над проектами нравственно-патриотической направленности.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
• Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
• Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
• Развитие элементарных знаний о правах человека;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов, которая может быть использована в работе над нравственно-патриотическими проектами.
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.)
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
• учет интересов каждого ребенка;
• деятельность детей без принуждения;
• предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
• совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
• тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над
проектом:
• Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
• При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.
Приведу некоторые примеры проектной деятельности по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Проект «Дружная семья» актуален во всех возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности.
Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению.
Результат работы над проектом – оформление фотовыставки «Выходной день с семьей», «Вместе дружная семья», «Традиции моей семьи».
В старшей, подготовительной группе перед детьми ставятся уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи.
В результате работы над проектом можно использовать:
- составление совместно с родителями «Генеалогического древа», что помогает расширить знания о более старшем поколении своей семьи.
-составление рассказов о своей семье;
- рисование с детьми «Моя семья»;
- И заключительный этап - совместное с родителями соревнование «Мы строим дом».
Этот проект помогает родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.
В ходе работы над проектом, дети собирают сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети по крупицам исследуют каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.
Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. У детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем разрабатывается проект «С чего начинается Родина», который ведется по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.
Знакомство с историей возникновения города происходит через посещение Краеведческого музея, через чтение специальной литературы исторического характера, через организацию исследовательской деятельности.
Итоговым мероприятием может быть занятие «Я здесь живу, здесь родина моя», а также конкурс «Знатоки города».
Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.
В работе над данным проектом можно знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств : смелость, ловкость, сила.
Проект включает в себя:
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;
- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;
- составление альбома «Защитники Отечества»;
- занятие «Богатыри земли Русской»;
- анкетирование;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
А в заключение проекта провести праздничное развлечение.
В рамках проектов «Космическое пространство», «Веселая астрономия», «Я и открытый космос» проводится ряд мероприятий, направленных на формирование представлений о космосе, о роли человека в космическом пространстве.
- уточнение знаний детей о празднике «День космонавтики»;
- ознакомление детей с планетами Солнечной системы;
- способствование формированию ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса;
- воспитание чувства гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;
Проводятся мероприятия по познавательному развитию
«Необъятный космос», «Полёт в космическое пространство», «Космос»
по образовательной области «Познание» и «Художественное творчество», «Путешествие во вселенную»,
по развитию речи «Экскурсия в Планетарий»
Проект помогает узнать много нового и интересного об истории освоения космоса, первых полётах на космических кораблях, об их устройстве, о первых космонавтах, их предшественниках-животных-покорителях космоса.
Совместно с родителями могут быть организованы выставки творчества «Космический центр», «Этот загадочный космос», в которых представлены рисунки и макеты ракет, элементы костюмов космонавтов. Создается мини-библиотека по теме «Космос».
Итогом проекта может быть развлечение - викторина «Знатоки космоса».
В преддверии празднования Дня Победы проводятся проекты:
«Этот день Победы», «Будем Родине служить», «Этот праздник со слезами на глазах», «День победы», «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…»
Задачи проекта:
*Сообщить элементарные сведения о ВОВ;
*расширить знания о защитниках отечества, о функциях армии;
*воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ;
*обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне;
*формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Проект включает в себя ряд мероприятий:
- проведение блиц - опроса по выявлению знаний и представлений о ВОВ;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о героизме;
- создание альбомов «Памятники детям героям», «Хроники первых дней войны»;
- слушание песен военных лет;
- экскурсия к памятнику боевой славы;
- рисование «Памятники и обелиски», «Салют Победе»;
- составление рассказов по теме.
Итоговое мероприятие - «Этот День Победы»- районный конкурс чтецов.
В процессе реализации проекта у детей формируются чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Этими замечательными словами В. А. Сухомлинского я хочу завершить свое выступление.