татьяна галичкина
Роль музыкально-дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Роль музыкально-дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
музыкальный руководитель Галичкина Т. А.
МБДОУ д/с №88 «Улыбка»
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение.
Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.
Публикация «Роль музыкально-дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальная цель направлена на создание возможности для самореализации и развития талантов. Целевой показатель, характеризующий достижение национальных целей к 2023 году включает в себя создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально культурных традиций.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности
со стороны окружающих.
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям
и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко
и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников стал на сегодняшний день особо актуальным, поскольку каждая семья столкнулась с влиянием на молодое поколение информационно-цифровых технологий. Чтение книг, занятия изобразительной деятельностью или музыкальным искусством, физическая культура и спорт, трудовая активность и помощь взрослым все меньше и меньше заметны в детской среде. А ведь эти увлечения составляют основу духовно-нравственного развития подрастающего поколения, поэтому вопросы воспитания становятся важными для семьи, школы, государства и общества в целом.
В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных педагогических средств направленные на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Музыкально-дидактические игры – направлены на развитие музыкальных способностей, углубленное представление детей о средствах музыкальной выразительности.
Благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают способности к самовыражению и творчеству, что тоже важно для становления личности ребёнка. Музыкально-дидактические игры могут использоваться с целью формирования духовно-нраственных качеств детей дошкольного возраста.
Для групповой работы с детьми можно использовать авторскую музыкально-дидактическую игру «Музыкальная кепочка»
С помощью музыкальной кепочки мы поиграем в одну очень веселую и очень полезную игру.
В игре мы будем передавать кепочку из рук в руки под музыку, а как только песенка закончится и музыка остановится, тот, у кого в руках окажется кепочка одевает ее на голову и выходит в круг. А мы с вами полюбуемся и похлопаем в ладоши, а затем назовем одно положительное качество этого человека.
Под музыкальное сопровождение ребята передают кепочку по кругу «Ну, ребята, не зевайте, кепочку передавайте, только перестанут петь, надо кепочку надеть. Тра-ла, тра-ля, тра-ля-ля (3 раза).
-Отдать надо кепочку тому, кого хотел бы поблагодарить.
Игра продолжается с того человека, у кого в руках кепочка.
С целью формирования у детей вежливости, доброжелательности использовали в работе с детьми авторскую музыкально-дидактическую игру «Клубочек волшебных слов». Под музыкальное оформление, дети передают клубок по кругу из рук в руки «Ты, катись, катись клубок, наш клубок волшебных, слов», как только музыка останавливается, ребенок, в чьих руках на этот момент оказался клубочек, говорит волшебное слово, наматывая при этом в клубок нить. Далее звучит музыка и игра продолжается.
Для парной работы с детьми использовали такую авторскую музыкально-дидактическую игру как «Оцени поступок». Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Каждой паре педагог предлагал сюжетную картинку. Дети рассматривали картинку, описывали, что видят и оценивали поступок. Если поступок плохой, то ребенок брал барабан и импровизировал музыкальный фрагмент, давал развернутый устный ответ. Если на картинке изображен добрый поступок, среди музыкальных инструментов, выбирал колокольчик и проигрывал импровизированную мелодию.
Музыкально-дидактические игры нравственной направленности формируют у детей механизмы управления своим поведением, развивают эмоциональный мир личности ребенка. В них реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создадут некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно.
Использование в работе музыкально-дидактических игр влияет на формирование нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека и позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельного, активного, проявляющего инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивого на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства.
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств применялся комплексный подход, который включал в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомились с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями. На этих праздниках формировались элементы духовности, патриотизм, воспитывалась национальная культура и положительное отношение к ней. Кроме этого, содержание праздников отражало такие темы как: «Добро и зло», «Забота о близких», «Любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и т. д.
Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняли роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появлялись только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправлялись и становились на путь истинный.