Оксана Маликова
Роль дидактической игры в развитии речи слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном понимании – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».
В жизни ребёнка с нарушенным слухом роль игры не менее значима, чем для слышащего дошкольника, для которого она служит основой развития воображения, образного мышления, речевого общения и является ведущей деятельностью. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития слабослышащих и глухих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребёнка, которые страдают из-за снижения слуха. Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. Игра, как ведущая линия развития в дошкольном возрасте, обладает важнейшей особенностью, отличающей её от других видов деятельности, - в ней ребёнок овладевает механизмом замещения. В игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребёнком знаковой функцией слова. У слышащего ребёнка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи слабослышащих детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспроизводить предметы, их свойства и отношения (величину, форму, пространственные отношения и т. д., сформировать сенсорные эталоны.
Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению разными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Игра требует действий ребёнка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Всё это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств и действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью. Кроме специальных игровых занятий, дидактическая игра как методический приё м используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Дидактические игры позволяют закреплять материал на этих занятиях, создают у детей интерес к занятиям.
Для развития языковой способности имеет важное значение формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности. Важное значение приобретают игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия. В играх развивается способность к подражанию действиям, а затем и речевым движениям взрослого.
В качестве методов в зависимости от возраста детей и этапа обучения используются совместные действия взрослого и ребёнка, действия ребёнка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции. В процессе использования этих приёмов речевое общение с ребёнком дополняется естественными жестами, указаниями на предметы. При выполнении заданий по подражанию, а особенно широко по образцу, детей обучают и способам выполнения заданий. Малышей побуждают действовать путём проб, что позволяет подвести их к ориентировке на свойства предмета, пониманию принципа выполнения заданий, например, при складывании матрёшки или пирамидки. Такие действия, как прикладывание, накладывание, обведение по контуру, примеривание, формируют способы восприятия и познания свойств предметов. В процессе их развития важно учитывать некоторые особенности детей с нарушениями слуха : бессмысленное подражание действиям взрослого у детей раннего возраста, повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому нужен учё т последовательности в выполнении заданий: подражание сменяется попытками самостоятельного выполнения аналогичного задания.
Постепенно увеличивается и число предметов, которыми оперирует ребё нок: от 3-4 в преддошкольном, до 8 – в младшем дошкольном возрасте.
Накопление чувственного опыта в дидактических играх создаёт основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков. Словесные обобщения формируются в определенной последовательности – от выделения свойства и признака в практической деятельности с помощью взрослого к введению слова-обобщения, а затем расширению значения слова.
Для развития восприятия и представлений используются игры на соотнесение парных картинок и предметов, свойств и качеств (цвета, формы, величины, пространственного расположения, качества, вкуса, запаха, звучания, материала, из которого изготовлен предмет); формирование целостных образов предметов (составление целого из частей – от двух и более); восприятие действий и их изображений, последовательности действий на картинках и т. д. Используются игры : «Цветная лесенка», «Цветные башни», «Кто правильно закроет коробочку», «Подбери по цвету (форме, величине, «Чудесный мешочек», разнообразные варианты лото и пр.
Для развития зрительного внимания, которое у необученных детей с нарушенным слухом отличается нестойкостью, кратковременностью, используются игры «Дорожки» (где ребёнку нужно гулять по дорожкам с разными изгибами, «Спрячем игрушки», (когда дети вместе с педагогом прячут игрушки в комнате, а затем получив парные игрушки, отыскивают спрятанные). Существуют разнообразные варианты игр: «Чего не стало?», «Следы», «Запомни предмет», «Угадай, что изменилось?». Для развития словесной памяти, запоминания графических образов слов используются лото, в котором дети соотносят картинки и таблички со словами и фразами.
Для развития наглядно-действенного в специальных дидактических играх детей учат правильному употреблению наиболее распространенных обиходных предметов. Так формируется представление о возможностях использования вспомогательных средств-орудий, которые могут быть применены и в новой, незнакомой ситуации. С этой целью создаются практические ситуации, в которых ребёнок может, оценив практическую задачу, воспользоваться вспомогательными средствами. Игры «Поймай рыбку», «Бирюльки», «Построим забор», «Прокати такой же шарик».
Для развития наглядно-образного мышления проводят дидактические игры, в ходе которых дети учатся воспринимать изображения предметов и явлений, оценивать правильность и адекватность изображенных событий, устанавливать логические связи между событиями. Это игры : «Бывает – не бывает», «Небылицы», картинки, на которых не соотносятся некоторые элементы. Например, на картине с изображением осени изображена девочка в летнем платье. Для развития образного мышления целесообразно использовать такие виды игр, в которых предлагаются дорисовывание изображений предметов, зарисовка по отдельным деталям, складывание различных фигур из геометрических форм.
С детьми старше трёх лет проводятся игры, в которых они осуществляют классификацию предметов по функциональному назначению, по отнесению к тематическим группам. Игры «Четвёртый лишний», «Стеклянный, деревянный, металлический», «Кому это нужно для работы?», «Летит, плывёт, едет», «Разложи верно». В этих играх дети не только закрепляют речевой материал занятий, но и учатся обосновывать свой выбор. Здесь формируется логическое мышление и сложные речевые конструкции с союзами «Потому что», «Чтобы».
Использование разнообразных дидактических игр на занятиях по развитию речи и других занятиях позволяет создать наиболее благоприятные условия для речевого развития слабослышащих дошкольников.