Савич Любовь Алексеевна
Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
C возрастом у ребёнка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком предметов, явлений. Дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке независимо от цвета, формы, величины. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка особенно эффективно.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
Цель дидактических игрушек – передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игр и игрушек обратить внимание детей на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно- действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают опыт малышей, но и учат мыслить.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия, развивают сенсорное восприятие. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение
Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры.
Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Использование дидактических игрушек как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в речевом воспитании детей.
Список литературы.
Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артёмова Л. В. и др. «Игра для дошкольника», М. : Просвещение, 1989.
Бородич А. М. «Методика развития речи детей». М. : Просвещение, 1996