Екатерина Рыкова
Ритм в коррекции слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Ритм речи – это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его основу, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов).
Публикация «Ритм в коррекции слоговой структуры слова» размещена в разделах
Слово состоит не только из ряда последовательных звуков, но и из ритма, с которым мы произносим слоги и сливаем их в слово. Из этого получается слоговая структура слова
Слоговая структура слова - это удержание ритма, темпа и последовательного произнесения звуков в слове.
Организующее начало речи это ритм. Поскольку речь естественное свойство человека, базируется на особой психофизиологической основе.
Языковой ритм заложен в языке и проявляется в ритмических стериотипах языка, которые усваиваются человеком в раннем детстве. Ритм речи способствует успешной коммуникации, выполняя определенные функции.
Таким образом, именно функциональный подход к ритму может помочь глубже проникнуть в суть нарушения слоговой структуры речи. Одной из функций ритма является организующая. Она состоит в способности ритма объединять и разделять части целого, что проявляется, как на уровне отдельных речевых единиц, так и на уровне текста как целого. В основе организующей функции речевого ритма находится моторная природа, а также психофизиологические факторы.
Следующая функция ритма, смыслообразующая ее сущность заключается в способности речевого ритма передать различные смысловые оттенки значения, коммуникативную направленность текста. Речевой ритм, как правило, не осознается носителями языка: он реализуется говорящим и воспринимается слушающим автоматически.
Итак, ритм является неотъемлемой частью нашей коммуникации. Он способствует зарождению высказывания, упорядочивает его в нашем сознании, способствует формированию, передаче и восприятию смысла высказывания, а также несет определенную функциональную нагрузку. В процессе коммуникации речевой ритм постоянно меняется в зависимости от различных факторов ситуации.
Основой порождения речи является регуляция и контроль со стороны центральной нервной системы, а именно лобных долей головного мозга и слуха, т. е. ребенок воспроизводит речевое высказывание, а слух контролирует, сравнивает с эталоном произношения, если на этом уровне происходит сбой, то нарушения слоговой структуры не минуемо, поэтому коррекцию слоговой структуры стоит начинать именно с развития ритма, т. к. с одной стороны, ребенок воспроизводя ритм, например с помощью клавес под музыку контролирует моторную программу, с дугой слух сравнивает звучание ритма с эталоном. Таким образом, для успешной коррекции слоговой структуры слов, работу необходимо начинать с развития регуляции и контроля со стороны центральной нервной системы, используя для этого различные моторные программы, которые сочетают в себе воспроизведение и контроль над моторной программой. Поэтому я использую на каждом подгрупповом занятии, как итог занятия игру на клавесах по соответствующей лексической теме. И не могу не отметить повышенный интерес и эмоциональный настрой детей, вот так через игру я решаю проблему коррекции слоговой структуры слова.