Ирина Распутина
Рисование песком, как инновационная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Требования современных образовательных стандартов направляют педагогов на поиск таких технологий в работе с детьми, которые не только эффективно решают образовательные задачи, но и обеспечивают комфорт воспитанников, сохраняют их психическое здоровье. Песок редко используется в образовательной работе с детьми, тем не менее, этот материал обладает большим развивающим потенциалом и привлекателен детям.
Публикация «Рисование песком, как инновационная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование песком облегчает изобразительную деятельность. Дети не боятся ошибиться, сделать что-то не так, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты легко исправить. Процесс рисования превращается в игру, что позволяет дольше сохранить работоспособность.
Рисование песком способствует :
• Развитию воображения, творческого, пространственного мышления.
• Развитию познавательных процессов.
• Повышению самооценки.
• Развитию мелкой моторики и повышению тактильной чувствительности.
• Развитию речи.
• Коррекции нарушений внимания и поведения.
• Коррекции эмоциональных и невротических нарушений.
В нашем дошкольном учреждении создана студия песочной анимации. Дети, начиная с трех лет, рисуют на световых песочных столах. Занятия по рисованию на песочных световых столах проводятся в рамках кружковой работы по программе «Песочная фантазия» в отдельном кабинете.
Цель работы студии: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования техники песочного рисования.
Во время занятий дети
• Знакомятся с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
• Осваивают способы и техники рисования песком.
• Развивают умение передавать форму, строение предмета и его частей, создавать сюжетные образы.
• Учатся самостоятельно создавать картины из песка.
• Развивают познавательные процессы и мелкую моторику
• Совершенствуют коммуникативные навыки.
Обучение данной технике строится на следующих принципах:
1. Принцип природосообразности (учет возрастных, индивидуальных особенностей, опора на зону ближайшего развития)
2. Принцип развивающего образования (цель – развитие ребенка)
3. Принцип единства обучающих, воспитывающих и развивающих задач.
4. Принцип психологического комфорта (использование игровой ситуации, добровольность участия, поддержка инициативы).
Программа студии ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет. Основной формой организации являются занятия с подгруппой детей, один раз в неделю. Продолжительность деятельности в младшей группе 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшем дошкольном возрасте – 30 минут.
Каждое занятие включает в себя три части:
Организационный момент – настроить детей на работу, создать положительный эмоциональный фон. На этом этапе проводятся ритуалы приветствия, пальчиковые гимнастики, массаж рук, игры с песком (психопрофилактические, познавательные).
Основная часть – рассказ с показом новых способов изображения, выполнение работы, индивидуальная помощь.
Заключительная часть – подведение итогов, релаксация, свободное рисование, приборка своего светового стола, ритуал прощания.
Методы и приемы проведения занятий:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки);
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- использование ИКТ.
Каждое наше занятие, не зависимо от возраста, объединяется единым сюжетом. Начинается с мотивации, от этого во многом зависит результат работы. Такой мотивацией для ребенка могут стать - сюрпризный момент, игра, просьба о помощи, эмоциональный настрой самого педагога.
В группах младшего и среднего дошкольного возраста сюжеты и приемы рисования простые («В гости к ежику», «Осенняя прогулка», «Уточки» и др.). Цель этих занятий направлена больше на развитие мелкой моторики рук, формирование интереса к рисованию песком. Дети учатся рисовать пальчиком, учатся проводить прямые, извилистые линии, рисовать точки и кружочки, насыпать песок из кулачка. Обыгрывая сюжет используем шаблоны (дети рисуют речку, а по ней плывет уточка-шаблон, в этом возрасте необходима помощь взрослого. Педагог рисует, а ребенок может дорисовать (уточки рисует хвостик, клюв; солнышку-лучики и т. д.). Мотивацией на этих занятия служит чаще всего сюрпризный момент, приход гостя, просьба о помощи.
В группе среднего дошкольного возраста усложняются приемы и техники рисования. Дети учатся насыпать прямые линии, зигзаги, спирали. Самостоятельно могут засыпать фон. Так же любят использовать для обыгрывания рисунка шаблоны. Изображать знакомые им сказки (Колобок, Теремок)
В старшем дошкольном возрасте дети рисуют не только по темному, но и по светлому фону. Действуют двумя руками одновременно, ладошкой, ребром ладони и т. д. Активно используют в своей работе предметы, дополняющие рисунок, трафареты, шаблоны.
Все занятия носят творческий характер. Сюжеты в старшем дошкольном возрасте трансформируются, «оживают». Дети изображают не просто, например, «Осенний лес», а фантазируют, придумывают целую историю. Или изображая дождливую погоду, вдруг получается сказка о волшебном зонтике, под которым прячутся от дождя звери. В результате – на смену одному динамичному изображению – приходит другое. Эти рисунки вместе с рассказом объединяются в мультфильм, который можно показать другим детям или родителям.
Таким образом, на занятиях студии «Песочная фантазия» дети развивают свою фантазию, преодолевают страх ошибок, повышается самооценка. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много разных вещей.