Светлана Юрьева
Использование нетрадиционной техники «декупаж» для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться. Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Использование нетрадиционной техники „декупаж“ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Декупаж
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники декупаж является наиболее благоприятной для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме
Нетрадиционный подход к художественно-творческой деятельности формирует у детей способность нестандартно мыслить, готовность к активности творческого характера, умение создавать креативные продукты своей деятельности, эстетическое отношение к окружающей действительности
Проведя на начальном этапе мониторинг по образовательной области художественное творчество, я отметила, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. А именно это требуют стандарты второго поколения.
Используя игровую ситуацию «Интервью с художником» выяснила, что у детей недостаточно развито художественное восприятие произведений изобразительных искусств. Дети затрудняются выделять специфические средства выразительности декорирования. Недостаточно сформированы аппликативные навыки и умения. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения, работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер
Проблема:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении;
- недостаточное умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- недостаточное проявление фантазии, художественного творчества.
Цель моей работы:
Развитие творческих способностей и креативного мышления, раскрывающие потенциал каждого ребенка в процессе совершенствования новой современной техники декоративно-прикладного искусства – декупажа
Реализацию цели решала через следующие задачи:
Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству в условиях практической творческой деятельности через использование нетрадиционных технологий
Формировать представления детей о технике декупажа, познакомить с основными приемами, которые позволят детям создавать выразительные декоративные образы
Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, побуждать самостоятельно выбирать материал для создания декоративного образа, поддерживать проявления инициативности, индивидуальности детей
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей
(Можно сказать)
• повысить интерес детей к аппликации, в частности к созданию декоративного образа;
• развивать художественное восприятие в процессе ознакомления с техникой «Декупаж», подвести детей к осмыслению динамики, фактуры, ритма, материала, как средств выразительности;
• формировать умение создавать декоративный образ в аппликации, используя разнообразные средства образной выразительности.
В разработке содержания техники «Декупаж» исходила из следующих положений:
необходимости расширения опыта у старших дошкольников в использовании различных способов создания декоративного образа, а также развития интереса к выражению собственных замыслов в технике «Декупаж»;
инициирование и предоставление самостоятельности детям на различных уровнях в процессе художественного восприятия, изобразительной деятельности;
варьирование содержания игр, упражнений, занятий для более индивидуально-дифференцированного подхода к освоению дошкольниками художественного опыта;
реализация деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий, определяющих способность ребенка учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира;
сотворчество родителей и детей
Для решения этой проблемы, стала углублённо изучать методическую литературу, а также опыт педагогов, транслируемый в различных источниках.
Предполагаемый результат:
В результате работы по данной теме у детей :
развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
обогащается опыт составлений композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
ребенок осознает себя в реальном мире;
развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт.
Для решения этой проблемы, стала углублённо изучать методическую литературу, а также опыт педагогов, транслируемый в различных источниках.
По результатам выше перечисленных мероприятий разработала стратегию своей деятельности, направленную на достижение планируемых результатов. Для этого я выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как:
знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, что способствовало бы овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами декоративного искусства, с помощью которых можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Работу проводила с детьми старшего дошкольного возраста.
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия, я решила использовать технику «декупаж».
Новизна:
Техника «декупаж» ранее не использовалась на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Новизна
Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа, это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта нарисованного изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись.
Декупаж – высокое искусство аппликации
За скупыми фразами официальных определений и формулировок скрывается интереснейшее и очень выразительное искусство, которое не оставляет равнодушным множество последователей, ценителей мастеров.
Декупаж может быть как самостоятельным видом творчества, так и использоваться в сочетании с различными видами и стилями росписи, органично дополняя друг друга.
Для декорирования в технологии «декупаж» используются различные шкатулки, предметы интерьера, декоративные доски и многое, многое другое.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов.
Работа именно с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет кроме прочего прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше, воспринимаются родителями детей.
Техника эта способствовала развитию мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой, к тому же она позволяет делать законченные работы, что важно для работы с детьми.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Материал и оборудование:
-предмет для декорирования;
-трёхслойные салфетки;
-ножницы;
-клей ПВА,
-кисточки;
-губка;
-гуашь;
-лак (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Мастера, работающие в технике «Декупаж», используют акриловые краски. Учитывая материальное положение родителей, мне показалось, что использовать акриловые краски дороговато. Я поэкспериментировала и заменила акриловые краски на гуашь.
Технология работы :
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1) выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2) грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3) трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4) вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5) отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
6) на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7) клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
8) фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами, а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т. д.);
9) заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только воспитатель в отсутствии детей.
Работу проводила одновременно по трем направлениям:
обогащение предметно-развивающей среды;
работа с детьми;
работа с родителями.
Обогащение предметно-развивающей среды :
Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового материала и природного материала, который очень привлекает детей. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить.
Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу-игры, лабиринтов). Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя, около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т. д.).
Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрала в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы.
Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведён уголок для работы в технике «Декупаж». Я слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Создания такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в самостоятельной деятельности, проводя опыты под моим наблюдением и самостоятельно.
Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощёнными, свободно мыслят. На занятиях по изобразительной деятельности, более плодотворно и результативно выполняют самостоятельные работы. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребёнком и взрослым, ребёнком и ребёнком.
В работе с детьми использовала следующие методы :
• рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия с использованием слайдов, просмотр иллюстраций, открыток, рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства);
• беседы с детьми;
• дидактические игры;
• наблюдения;
• упражнения;
• обследования;
• экспериментирование;
• образец;
• показ способов изображения;
• совет;
• слушание музыкальных произведений.
Методические рекомендации
При проведении занятий с использованием нетрадиционной техники декупажа в художественной деятельности детей очень важно знакомить дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством. Техника декупажа – это имитация художественной росписи на любой поверхности. И чем незаметнее выполнена аппликация, тем выше уровень мастерства. Салфеточная техника предполагает использование в аппликации тончайшей структуры верхнего слоя обыкновенных салфеток. Для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности разных категорий дошкольного возраста
Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе данные методы помогли расширить представления детей о содержании деятельности декоратора, в частности создания образов в технике «декупаж»; экспериментирование с различными материалами и инструментами расширило знания детей в использовании нетрадиционных способов рисования.
На втором этапе формировалось умение создавать образ в салфеточной аппликации; в условиях совместной деятельности дети учились согласовывать свой замысел с замыслом других детей и взрослых.
На третьем этапе дети учились реализовывать свой творческий замысел самостоятельно: создавали декоративные изделия для кукольных интерьеров, украшения в подарок.
Одно из важнейших условий развития детского творчества – взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками", "Нетрадиционные способы аппликации», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы : выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».
Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого-педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.
Итоги мониторинга образовательной области художественное творчество показали, что:
1. у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
2. возросла выразительность образов в декоративной технике;
3. обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
4. расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
5. развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
6. у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж», результатом которой были мини-выставки по следующим темам: «Волшебный декупаж», «Мы – декораторы», «Новогодняя открытка», у многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность в конечном результате.