Татьяна Ленская
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация в стране не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, но тем не менее главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Публикация «Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.
По мнению таких авторов, как Е. В. Горшкова, С. Л. Слуцкая, А. В. Буренина, О. А. Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.
Основной целью моей работы над танцем в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш музыкальный зал просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.
Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих принципов:
1. соответствия возрастным особенностям дошкольников
2. от простого к сложному
3. доступность для исполнения
Хореография - это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т. п.
В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога - воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.
В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается музыка, обращается внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции
Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.
Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела).
На втором этапе дети нацелены на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.
На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) : после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т. д., а затем происходит совместное объединение их в простейший рисунок.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила - это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость - это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества. В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги:
1. улучшается осанка;
2. дети становятся подвижнее;
3. движения становятся изящнее;
4. пластика становится более выразительной;
5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.
Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития : расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Следует заметить, что успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
Используемая литература:
1. Горшкова Е. В. От жеста к танцу / Горшкова Е. В. – М.»Гном и Д» : 2002. – 120 с.
2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М. Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М. Б., Антонова Т. В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. – 152с.
4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С. Л. – М. : Линка-Пресс, 2006– 272 с.
5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са –Фи – Дансе. / Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. – СПб. : «Детство – пресс»,2001. – 352 с.
8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. - М. : Айрис-пресс, 2005.
9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Айрис-пресс, 2008
10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. - М. : Владос, 2004.