Ольга Редькина
Мастер-класс для педагогов «Ресурсный круг» по сказке «Петушок и бобовое зернышко»
▼ Скачать + Заказать документы
В «ресурсном круге» каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение. Здесь отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка, поддерживается самый малый его успех.
Проведение НОД с использованием «ресурсного круга», помогает раскрыть внутренний мир ребенка, существенно влияет на его социальный статус. Важным условием становления данного опыта является наличие у детей готовности к участию в «ресурсном круге».Эта готовность выражается в том, что дети умеют слышать друг друга, не перебивать своих товарищей, соблюдать очередность. Эти умения формировались у детей посредством целенаправленного включения каждого ребенка в социально значимую деятельность с младшего дошкольного возраста. Что позволило мне организовывать проведение ресурсного круга с участием всех детей группы.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ресурсный круг“ по сказке „Петушок и бобовое зернышко“» размещена в разделах
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- «Петушок бобовое зёрнышко», сказка
- Темочки
Организационный момент.
Пригласить участников, в количестве 6 человек. (Предложить сесть на стулья расположенные по кругу).
Комментарий: Обязательным условием работы в ресурсном круге является расположение всех участников по кругу. Право высказаться передается с лева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий с лева от воспитателя.
Такой ресурсный круг имеет следующие этапы:
1. Подготовительный этап, здесь создается атмосфера взаимоуважения, доверия и раскрывается значимость предстоящей деятельности для детей.
• Организационный момент.
• Предложить участникам послушать сказку «Петушок и бобовое зернышко».
Практикум проведения подготовительного этапа. (Чтение сказки).
Комментарии: На этом этапе формируется ключевой вопрос для совместного обсуждения. Он должен соответствовать идеи произведения. Для повышения эффективности включения в общую деятельность детей с различным ведущим типом восприятия возможно использование дополнительных приемов. Это использование аудио ряда: музыка, пение и т. д. Это и предметы, связанные с темой обсуждения. Вопрос «Кого в этой сказке можно назвать добрым?»
Основной этап, где поддерживается и стимулируется успех каждого, даже самый маленький, незначительный. На этом этапе каждый ребенок, отвечает на ключевой вопрос, высказывается по общей теме. Здесь отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка. Педагогическая позиция : рядом. Задача педагога состоит в том. Чтобы поддерживать самый маленький успех и стимулировать его системой вознаграждения: действием, доверием, взаимопониманием, словом, жестом. Допустимо высказывание самого педагога, как равноценного участника.
Практикум проведения основного этапа: (Ведущий задает каждому участнику два вопроса. Первый - всем один: Кого в этой сказке можно назвать добрым? Второй – один из дополнительных с учетом уровня готовности ребенка к участию в общем разговоре).
Низкий.
- Кто помогал петушку? (курочка, хозяюшка.)
Кто первым попросил помощи для петушка? (курочка)
Средний уровень
-Кто из героев просил у курочки что-то взамен для себя? (все, кроме кузнеца).
-Кто ничего не просил для себя? (курочка, кузнец).
Высокий уровень.
-Почему путь который прошла курочка, можно назвать дорогой добра?
-Кто же помог больше петушку?
Задание участникам тренинга: Назовите вопрос, на который легко было ответить, и назовите вопрос на который было отвечать сложнее.
Комментарии: Методикой ресурсного круга предусмотрено использование вопросов различного уровня сложности:
Низкий уровень сложности – задания на воспроизведение информации:
-Кто помогал петушку? Как помогал?
Средний уровень сложности – задания на преобразование имеющихся знаний:
-Кто из героев просил у курочки что-то взамен для себя?
-Кто ничего не просил для себя?
Высокий уровень – задания, направленные на творческий поиск.
-Кто больше вех помог?
-Почему путь курочки можно назвать дорогой добра?
Безусловно, перечень вопросов может быть продолжен. Формулировка этих вопросов обусловлена конкретными образовательными задачами, которые ставит педагог на каждом конкретном этапе работы.
Заключительный этап ресурсного круга – это рефлексия, где проговаривается то, что запомнилось в совместном обсуждении.
• Комментарии: в этой части ресурсного круга обсуждение проводится в форме беседы, включения детей не регламентируются. Желающие высказываются в свободном порядке.
• Тренинг (обращаясь к участникам).
-Что еще хотите сказать по поводу сказки?
-Что понравилось?
-давайте крепко возьмемся за руки и дружно скажем «Когда мы вместе, нам любое дело по плечу».
Вопрос к участникам: Что вы почувствовали в момент проговаривании девиза?
Комментарии: завершение любого совместного обсуждения – проблемы или коллективных достижений в нашей группе я всегда завершаю проговариванием этого девиза. По моему мнению это способствует сплочению детско-взрослого коллектива. Формирует систему нравственных ценностей, основанных на доверии, взаимопомощи и взаимной уверенности в успехе всех и каждого.