Бранчугова Галина
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Зернышко-колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать пространственную ориентировку; развивать творческие способности ребенка; введение новых слов: бревенчатый, ветряная мельница, амбар, достаток, упряжь, берестяное лукошко, плуг, борона, крынка, косилка, сноп, знакомство с профессией кузнеца
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия для детей 4–5 лет „Зернышко-колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Чтение: Алексей Гарнич: «Курочка-хлопотунья» Художник: Карлов Георгий Николаевич Издательство: «Речь», 2016 г. Значение пословицы «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет», «Хлеб в колосу - пора жать полосу», «Хлеб – всему голова».
Использованные материалы: Русская народная музыка. Пословицы о хлебе. Потешки про животных, заклички весне. Артикуляционные упражнения: Е. Г. Карельская «Собачке жарко!». Пальчиковая гимнастика: Е. Борисова «Хлеб». Ветряная мельница (модель, дуб из фетра, театральные куклы ручной работы дед и бабка, конь, собака, кот, ворон из фетра, зерно пшеницы в колосьях, муляжи выпечки. Цветные счетные палочки Кюизенера, бросовый материал, карандаши, бумага, пластилин. Презентация по теме: «Как из зернышка получается хлебушек!»
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает детей под русскую народную музыку:
Послушайте!
Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
На большой поляне при въезде в деревню возвышается ветряная мельница, рядом с ней стоит бревенчатый дом Прохора Ивановича и жены его Прасковьи Петровны. Жили они в достатке - и конь, и собачка, и кот на печке. Всю зиму Прохор Иванович и Прасковья Петровна ждали прихода весны: проверяли снасти для пахоты, осматривали упряжь, ворошили зерно, чтобы не загнило. И закликали весну:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Наконец, ранним весенним утром зазвенели над полями песни жаворонка!
Прохор Иванович: Жена, земля прогрелась, пришла пора поле пахать!
Прасковья Петровна: Что ж, пора пахать! «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет».
Воспитатель: Сел на крылечко Прохор Иванович и стал осматривать оснастку для вспашки земли.
Прохор Иванович: Прасковья Петровна обнаружил я, что плуг затупился, пойду к кузнецу, попрошу, чтобы он наточил плуг.
Прасковья Петровна: Слышишь, как заквакали лягушки – уже месяц май, пора сеять пшеницу. Я уже зерно перебрала. Зерно хорошее не проросло раньше времени. И спасибо нашему коту, что мыши не съели зерно.
Воспитатель: С восходом солнца по традиции, как учили отцы и деды, надел Прохор Иванович чистую праздничную рубаху, поклонился в пояс земле-матушке и попросил о богатом урожае. Запряг коня в плуг и пошёл в поле. Конь тянет за собой плуг, который вспахивает землю. Прохор Иванович идет за плугом и направляет его, выравнивая борозды. На вспаханную землю прилетели грачи и стали склёвывать червячков да жучков.
Прохор Иванович: Ух, устал, вот уже день, солнышко встало!
Воспитатель: Распряг коня, чтобы тот травки пощипал. Сел он отдохнуть под ветвистую березу. Развязал узелок стал обедать отломал кусок пшеничного хлеба и выпил крынку молока. И продолжал пахать до самого вечера. И так пахал целых три дня.
Прохор Иванович: Вот и поле вспахано!
Воспитатель: Наполнил Прохор Иванович семенами берестяное лукошко. Повесил его через плечо и вышел на пашню. Брал правой рукой горсть зёрен и разбрасывал, чередуя направо, налево.
Прохор Иванович: Вот и поле засеяно!
Воспитатель: Запряг коня в борону и прошёлся по засеянной земле. Борона должна разрыхлять, выравнивать почву и прятать в неё зерно. Идет и приговаривает.
Прохор Иванович:
Уродись, пшеница,
С корня корениста,
Сверху колосиста.
Чтобы колосок
Был крепок, как дубок,
Чтобы зернышко
Было с ведрышко!
Воспитатель: Пройдет две недели и над землей появятся маленькие зеленые всходы пшеницы, они питаются яркими лучами солнца и дождём.
Наступило солнечное лето. Пришёл июнь первый месяц лета на каждом стебельке появился колосок. Колос пшеницы начинает цветение. После цветения пшеницы внутри ее цветков можно видеть молодые завязи будущего семечка. Пшеничное поле необходимо защищать от вредителей - это стаи птиц, дикие кабаны, мелкие грызуны. Для этого Прохор Иванович смастерил пугало из соломы старых жестяных банок, чтобы гремели и поставил его посередине поля. Все оставшиеся летние месяцы июль, август, каждый день утром, днем и вечером, объезжал поле верхом на коне. Смотрел, как созревают колосья пшеницы. И всегда брал с собой верного пса, что сам не увидит, пес учует. Он объезжал поле с приговором:
Прохор Иванович:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Воспитатель: А вечером своих животных обязательно накормит досыта и напоит.
Прасковья Петровна:
Жарко нашему Дружку:
(Язык высунуть изо рта, частые
Вдохи и выдохи.)
Он побегал по лужку!
Язык в сторону свалился, (соответственно)
Дружок устал, - воды напился. (Лакательные
движения языком.)
Воспитатель: Но вот и наступил первый осенний месяц, сентябрь! Налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Время собирать урожай. Прасковья Петровна нарядилась в яркий сарафан, повязала на голову расписной платок. «Хлеб в колосу - пора жать полосу». Когда начинается уборка жатва, дорога каждая минута. Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля пока не начались проливные дожди. Прохор Иванович прицепил косилку к коню и принялся скашивать поле, а Прасковья Петровна идет следом и связывает стебли в снопы. И так целый день до конца недели.
Прохор Иванович: Ну, вот и собрали урожай!
Воспитатель: Снопы просушивают под солнцем. Затем нужно отделить зерно от колосьев в молотилке.
А потом чтобы из зерна получить муку, надо его измельчить - перемолоть на мельнице. Ребята давайте представим, как работает мельница. Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльям – то медленно, то быстро.
Прасковья Петровна: Ну, вот и смололи зерна в муку!
Из муки мы получим хлеб. Урожай собрали хороший, много муки получилась! Теперь всю зиму будем печь хлеб. «Хлеб – всему голова» И вовсе не зря, ведь без хлеба не обходится ни один день нашей жизни.
Воспитатель: Ребята, какой хлеб получится?
Дети: мягкий, пышный, аппетитный, ароматный, хрустящий.
Воспитатель: Как нужно обращаться с хлебом?
Дети: Нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду.
Воспитатель: Что из муки можно еще испечь?
Дети: батоны, сушки, пироги, пряники, блины, торты, лепешки, баранки, бублики …
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Сжимать и разжимать пальцы.)
(Прихлопывать ладошками, имитируя лепку.)
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Обе ладошки развернуть вверх.)
(Погладить живот.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим презентацию с изображением: пшеничного поля и колоска. Как получился хлеб: семя, росток, колос, зерно, мука, тесто, хлеб. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Как можно нашим героям облегчить труд?
Ребята я вам даю задание придумать приспособления, чтобы вырастить, убрать зерно и испечь хлеб. Из любого предложенного материала на выбор. Крышки разных размеров, трубочки для коктейля, баночки, катушки от ниток, части поломанных игрушек, фасовочные белые пакеты, обрезки фетры, карандаши, бумага, пластилин, клей-карандаш. Из геометрических фигур (квадратов, треугольников, овалов, ромбов, прямоугольников, полукругов, трапеций, пяти угольников). По окончанию работы дети описывают свои поделки и дарят их героям сказки.
Прохор Иванович и Прасковья Петровна: Какие необычные поделки у вас получились, спасибо! Это нам поможет в нашей нелегкой работе!
Звучит запись русской народной мелодии
В заключении Прасковья Петровна угощает детей пирожками.