Судакова Марина Викторовна
Консультация «Речевой тренинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ»
I. «Разминка». Элементы аутотренинга.
Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.
Упр. 1. «Вспомнить – вообразить»
а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);
б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т. д. (средняя часть лёгких);
в) Вспомнить (вообразить) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).
Упр. 2. «Сломались – растаяли»
Публикация «Консультация „Речевой тренинг“» размещена в разделах
а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;
б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».
(Упр. Выполняется 5-6 раз).
Упр. 3. «Разминка рук»
Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!
(Упр. на «пластику рук».
Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)
1. Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи, затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).
2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.
Упр. 5. «Булочник»
Исходный звук «М». Работа в парах.
Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.
Упр. 6 «Шарик»
Исходный звук «Х»
У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).
Упр. 7. «Водоросли»
Исходный звук – любой из сонорных.
Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т. д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.
Упр. 8. «Свечки»
Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).
На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».
Упр. 9. «ЭТАЖИ»
Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)
Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Даё тся задание: «Я превращаюсь» в
- лакированный ботинок;
- рваный тапочек:
- хрустальную вазу;
- Ваньку-встаньку;
- Матрёшку деревянную;
- Варежку- накрывашку на заварник;
- мыльный пузырь и т. д.
Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.
II. Артикуляция
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
1. Опускание нижней челюсти «АМ»;
2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;
3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);
4. «Жернова» - круговые движения челюсти;
5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу, имитирующее движение педалей велосипеда.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;
2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;
3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;
4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;
5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.
6. «К носу – к подбородку» - поочерё дно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.
7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,
А теперь их опускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,
Потяну – перестану и нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены.
9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;
2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;
3. «Уколы» щёк языком;
4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;
5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;
6. «Цокот» - пощёлкать языком;
7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;
8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;
9. Пожевать язык;
10. Кончиком языка своё имя;
11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.