Светлана Ворошилова
Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.
Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок
В. Сухомлинский
Художественно – речевая деятельность дошкольника.
Термин «художественно-речевая деятельность» был введен во второй половине XX века.
Публикация «Консультация „Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Слайд 3. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.
В дошкольном возрасте весьма актуальной является задача развития художественно-речевой деятельности, что является признаком развития самостоятельности в деятельности, формирования творческих способностей личности ребенка. С помощью средств и методов развития художественно-речевой деятельности речь детей становится выразительной, интонационно-богатой, а главное – осознанной.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Слайд 4. Задачами художественно-речевой деятельности являются :
— воспитание любви и интереса к художественному слову;
— развитие «чувства языка»;
— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Одним из важнейших источников развития духовных начал ребенка является формирование творческих способностей. Творческие способности заложены в каждом ребенке, однако для плодотворной их реализации данные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте.
Слайд 5. Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.
Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и предоставления; его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое о себе.
Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.
Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.
Слайд 6. художественно-речевая деятельность дошкольников включает чтение стихов, рассматривание альбомов, пересказ, загадывание загадок, рассказывания, обмен впечатлениями, речевые проявления, игры, дидактические игры, использование разных видов театра.
Таким образом, художественно-речевая деятельность ребенка дошкольного возраста является неотъемлемым компонентом в осуществлении художественного воспитания дошкольников, которое является основным путем развития у ребенка художественного творчества. В своем художественном творчестве дошкольники открывают новое для себя, а для окружающих – новое о себе, в нем реализуются процессы самовыражения и самоорганизации личности ребенка. Складывающиеся интересы, художественно-речевые способности выступают, как предпосылки к возникновению творчества. Развивая художественно-речевую деятельность дошкольника, педагог развивает умение познавать окружающий мир, используя литературные выразительные средства, манипулировать образами героев литературных художественных произведений, развивать свободу словесного творчества, дает свободу литературному воображению и творчеству ребенка в его свободной деятельности, то есть, развивает творческие способности ребенка.
Общеизвестно, что формирование художественной речи ребенка начинается в раннем возрасте под влиянием произведений устного народного творчества и детской литературы. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется эмоциональностью, позволяющей ему полнее выразить свои нравственно-эстетические переживания, так как им уже накоплен определенный опыт речевой деятельности. У него интенсивно развивается способность художественного видения, осознаннее происходит художественно-образное познание действительности, успешнее обогащается словарь на основе ознакомления с произведениями детской литературы. Можно выделить несколько видов художественно-речевой деятельности детей, среди которых ведущим является восприятие литературного произведения. Практическая речевая деятельность ребенка без восприятия – немыслима. Развитие художественного восприятия происходит не только при слушании дошкольниками литературных произведений, но и при формировании у них навыков исполнительской и творческой деятельности. Качество репродукции и творчества – двух других видов художественно-речевой деятельности – в значительной степени зависит от первоначального восприятия, которое стимулирует выразительность воспроизведения детьми поэзии и прозы и побуждает их к творчеству.
Под влиянием произведений художественной литературы усиливаются взаимосвязи между всеми видами детской художественно-речевой деятельности.
В практике дошкольного воспитания, развитие у детей художественной речи происходит двумя путями:
-в процессе повседневного общения,
-в быту и в условиях специального обучения, на занятиях.
Обучение детей художественно-речевой деятельности – это двусторонний процесс, состоящий из деятельности педагога (ознакомление детей с произведениями детской литературы и обучение их способам действия, направленным на развитие художественно-речевой деятельности) и деятельности детей (усвоение способов действия в целях приобретения навыков и умений, необходимых для восприятия, исполнения художественного произведения и творчества).
Слайд. 7. Основными условиями формирования художественно – речевой деятельности является :
художественная подготовка воспитателя;
организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).
обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;
содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).
Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.
Слайд 8. 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.
2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.
3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.
? Таким образом, косвенный характер руководства зависит:
a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);
b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;
c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;
d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.
Вывод.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.
Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.