Лучший педагог года

Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»

Светлана Ворошилова
Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.

Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок

В. Сухомлинский

Художественно – речевая деятельность дошкольника.

Термин «художественно-речевая деятельность» был введен во второй половине XX века.

Публикация «Консультация „Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве“» размещена в разделах

Слайд 3. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.

В дошкольном возрасте весьма актуальной является задача развития художественно-речевой деятельности, что является признаком развития самостоятельности в деятельности, формирования творческих способностей личности ребенка. С помощью средств и методов развития художественно-речевой деятельности речь детей становится выразительной, интонационно-богатой, а главное – осознанной.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Слайд 4. Задачами художественно-речевой деятельности являются :

— воспитание любви и интереса к художественному слову;

развитие «чувства языка»;

— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Одним из важнейших источников развития духовных начал ребенка является формирование творческих способностей. Творческие способности заложены в каждом ребенке, однако для плодотворной их реализации данные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте.

Слайд 5. Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и предоставления; его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое о себе.

Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.

Слайд 6. художественно-речевая деятельность дошкольников включает чтение стихов, рассматривание альбомов, пересказ, загадывание загадок, рассказывания, обмен впечатлениями, речевые проявления, игры, дидактические игры, использование разных видов театра.

Таким образом, художественно-речевая деятельность ребенка дошкольного возраста является неотъемлемым компонентом в осуществлении художественного воспитания дошкольников, которое является основным путем развития у ребенка художественного творчества. В своем художественном творчестве дошкольники открывают новое для себя, а для окружающих – новое о себе, в нем реализуются процессы самовыражения и самоорганизации личности ребенка. Складывающиеся интересы, художественно-речевые способности выступают, как предпосылки к возникновению творчества. Развивая художественно-речевую деятельность дошкольника, педагог развивает умение познавать окружающий мир, используя литературные выразительные средства, манипулировать образами героев литературных художественных произведений, развивать свободу словесного творчества, дает свободу литературному воображению и творчеству ребенка в его свободной деятельности, то есть, развивает творческие способности ребенка.

Общеизвестно, что формирование художественной речи ребенка начинается в раннем возрасте под влиянием произведений устного народного творчества и детской литературы. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется эмоциональностью, позволяющей ему полнее выразить свои нравственно-эстетические переживания, так как им уже накоплен определенный опыт речевой деятельности. У него интенсивно развивается способность художественного видения, осознаннее происходит художественно-образное познание действительности, успешнее обогащается словарь на основе ознакомления с произведениями детской литературы. Можно выделить несколько видов художественно-речевой деятельности детей, среди которых ведущим является восприятие литературного произведения. Практическая речевая деятельность ребенка без восприятия – немыслима. Развитие художественного восприятия происходит не только при слушании дошкольниками литературных произведений, но и при формировании у них навыков исполнительской и творческой деятельности. Качество репродукции и творчества – двух других видов художественно-речевой деятельности – в значительной степени зависит от первоначального восприятия, которое стимулирует выразительность воспроизведения детьми поэзии и прозы и побуждает их к творчеству.

Под влиянием произведений художественной литературы усиливаются взаимосвязи между всеми видами детской художественно-речевой деятельности.

В практике дошкольного воспитания, развитие у детей художественной речи происходит двумя путями:

-в процессе повседневного общения,

-в быту и в условиях специального обучения, на занятиях.

Обучение детей художественно-речевой деятельности – это двусторонний процесс, состоящий из деятельности педагога (ознакомление детей с произведениями детской литературы и обучение их способам действия, направленным на развитие художественно-речевой деятельности) и деятельности детей (усвоение способов действия в целях приобретения навыков и умений, необходимых для восприятия, исполнения художественного произведения и творчества).

Слайд. 7. Основными условиями формирования художественно – речевой деятельности является :

художественная подготовка воспитателя;

организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).

обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;

содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.

Слайд 8. 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.

2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.

3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.

? Таким образом, косвенный характер руководства зависит:

a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);

b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;

c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;

d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.

Вывод.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речевой активности» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» ]Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности Консультация Тема «Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности» В последнее.

Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте» Консультация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте». Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления.

Организация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детствеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детстве разработала студентка группы Доз -231 Алексеева Екатерина Олеговна 2018 год Актуальность игры: Экономическое воспитание детей дошкольного.

Консультация «Развитие детской одаренности в дошкольном возрасте» Развитие детской одаренности в дошкольном возрасте. Аннотация: В статье воспитатель делится своим опытом по выявлению и развитию одаренных.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детствеЗначение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте Тема: «Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте» В современном обществе актуальным является склонность к речевой агрессии. Это.

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребёнка, становление его самостоятельности, осознания ценности труда в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ворошилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД