Получи документы

Тренинг для воспитателей «Искусство говорить с детьми. О речевой культуре в ДОУ»

Юлия Демидова
Тренинг для воспитателей «Искусство говорить с детьми. О речевой культуре в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения:

Публикация «Тренинг для воспитателей „Искусство говорить с детьми, О речевой культуре в ДОУ“» размещена в разделах

1. Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

2 .Практикум «Проверьте свою грамотность».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля :

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов)

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

• копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

• Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

Очень часто можно увидеть, что дети, находясь в детском саду, начинают пользоваться теми же жестами, привычками, словами, что и воспитатели.

Учитывая то, что дети в детском саду проводят значительное

количество времени, воспитателю необходимо следить не только за

своим внешним видом, опрятностью, но и за речью. За своей

грамотностью.

Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный,

неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем,

как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры.

Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми :

1. Нельзя называть ребёнка по фамилии.

2. Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.

3. Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.

4. Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда.

5. Будьте вежливыми с детьми.

6. Не кричите. Не обзывайтесь.

На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.

Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.

Что же значит, быть грамотным?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Например, начиная занятие, воспитатель говорит : «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, говоря : стулик, стуличек. И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д.

Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться».Так не говорят. «Ся»–обратная частица, означающая действие с самим собой. Сюда же относится, например, слово «извиняюсь».

Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит:«Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания

«положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае, «Ляг! Лягте».

Перечислю другие ошибки:-«Кушать». Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте. Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.»-«Крайний». Это слово неверно использовать в вопросе об очереди.

Правильно, кто последний.

-Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла.

«Это, как бы, ну, эээээ, вот.» В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной, такие слова являются «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Вот что получается

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так. Расскажу еще историю из жизни. В одной группе детского сада работала воспитатель, которая часто бормотала себе под нос слова: «так — сказал бедняк», думая, что дети не обращают на эту ее привычку никакого внимания. И дети, действительно, никак не реагировали на эту фразу. Однажды воспитатель заболела, и в группу утром зашла заведующая детским садом. «Так», – не успела сказать она, как дети дружно посмотрели на нее и хором громко и радостно произнесли знакомые им слова «сказал бедняк!». Заведующая не поняла сначала, с чем связана такая странная реакция детей. Но при следующем повторении ей слова «так» через несколько минут, все дети группы, узнав так хорошо им знакомые слова, снова радостно и дружно закричали: «Сказал бедняк!». Комментарии излишни

Дошла очередь до ударений, на чём я акцентирую особенное

внимание. Если не знаете, как правильно сказать слово, точнее, на

какой слог сделать ударение, то не произносите это слово.

Привожу примеры самых распространё нных ошибок в ударении слов: «не звОнит, а звонИт; не лОжит,а кладёт;не тортЫ, а тОрты ;не глУбоко, а глубокО; не катАлог,а каталОг, баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень, досУг, предложИть (предложЕние, красИвее, месяцАми (по месяцАм, ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА, нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ, давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница», началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался, повторИт (неправильно – повтОрит, шофЁр (неправильно – шОфер).

досУг, документ, Искра, комбайнер, облегчить, предложИть, квартАл, щавель, красивее, столяр, алфавит, километр, нет волка,, давнишний, завидно, задолго, инструмент, дЕньгами, слИвовый, свЁкла, творОг,

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя.

Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Грамматическая правильность.

1. Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

2. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те, махай (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).

3. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

o Окна занавешены (тюль)

o Лицо скрыто (вуаль)

o Крышу кроют (толь)

o Вымою голову (шампунь)

o Голова покрыта (шаль)

Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.).

4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

o Я встала, сняв ребенка с (колени).с коленей- правильно

o В саду много (яблони, (вишни, (смородина).

o Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

o Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

o

Что еще нужно запомнить: как правильно говорить

• Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,

• Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)

• Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)

Орфоэпическая правильность.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

1. Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

Произнесите правильно:

конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, договор, несколько (грузин, узбек, болгар, декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс,, сонет, стакан (чай, килограмм (сахар, много (шум)

Лексика.

Исправить предложение:

• Он полный невежа в вопросах искусства.

• Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

• Коля является ведущим лидером нашей группы.

• Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

• Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

• Все дети своевременно выполнили заданное задание.

• Врачиха выписала детям лекарство.

Прочтите правильно:

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету.

Орфография.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, винегрет, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание, абажур, шёпот,

Говорить правильно мало, нужно говорить ещё чётко. А в этом Вам помогут скороговорки.

Сначала прочитайте медленно скороговорку, потом ещё раз.

Разберите непонятные Вам слова. Выучите скороговорку. И

пробуйте говорить её быстро. Как правило, скороговорку нужно

проговаривать не менее трёх раз.

Задание - Произнесите скороговорку :

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Пришёл Прокоп – кипит укроп. Ушёл Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп и без Прокопа кипит укроп.

Итог:

Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Педагог обязан владеть культурой речи.

Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово

неправильно, вежливо поправьте его.

Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте толковый,

орфографические словари. Читайте классическую литературу. Учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.

Публикации по теме:

Тренинг для воспитателей «Искусство бесконфликтного общения» Вступительное слово I. Теоретическая часть 1.1. Эффективное общение. 1.2. Конфликт. Пути разрешения конфликта. 1.3. Техники эффективного.

Игровой тренинг для воспитателей ДОУ «Толерантность к детям с ограниченными возможностями» Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями. Задачи: - содействовать формированию нравственных установок.

Консультация для педагогов «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и я остановилась на понравившемся афоризме,.

Консультация для воспитателей «Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа» Консультация для воспитателей. Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа. Русский язык открывается.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я — педагог» Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых.

Тренинг для педагогов ДОУ «Искусство общения» Яковлева Наталья Тренинг для педагогов ДОУ "Искусство общения" Цель тренинга: поддержание благоприятного психологического климата в.

Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты с родителями и как их предотвратить» - Всем Здравствуйте. - Сегодня мы проведём с вами тренинг на злободневную и просто нужную нам тему – это взаимоотношения воспитателей.

Тренинг для воспитателей ДОУ в рамках Недели инвалидов «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями»Тренинг для воспитателей ДОУ в рамках Недели инвалидов «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями» Тренинг для воспитателей ДОУ на неделю инвалидов. «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями» Цель: воспитание гуманного отношения.

Тренинг для воспитателей и младших воспитателей «Все мы — дружная семья» Цель: Формирование положительных межличностных взаимоотношений между воспитателями и помощниками воспитателей недавно поступивших на работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Искусство говорить с детьми. О речевой культуре в ДОУ»
Опубликовано: 20 января 2019 в 22:13
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для воспитателей «Искусство говорить с детьми. О речевой культуре в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД