Светлана Петрова
Консультация для воспитателей «Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего
народа.
Русский язык открывается до конца в своих
поистине волшебных свойствах и
богатстве лишь тому, кто кровно любит
и знает «до косточки» свой народ
и чувствует сокровенную
прелесть нашей земли.
К. Г. Паустовский.
Публикация «Консультация для воспитателей „Активизация речевой деятельности посредством приобщения к культуре своего народа“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Речь- это продукт общественно-исторического развития. В ней отражаются история народа, система социальных отношений, культура.
Народное творчество – богатый кладезь мудрости, красоты живого слова и неповторимые краски родного языка, метко подмеченные и переданные в поэтических образах предметы быта, жизненный уклад, режимные моменты и сезонные изменения в природе.
Без духовно – нравственного начала невозможно вырастить гармоничную личность. Восточная мудрость гласит: если ребенку в детстве не пели колыбельных песен, вряд ли он вырастет хорошим человеком. И действительно, влияние народного творчества на воспитание дошкольников неоценимо. В своей книге «Народные и обрядовые праздники» Л. В. Иванцова отмечает: «Именно этот материал дает нам возможность осознания собственной истории, обычаев, преданий, традиций», что в свою очередь помогает в «формировании определенных черт личности: трудолюбия, честности, любви к своей семье, родине, народу». А это в наши дни немаловажно.
Какому же виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка?
Это прежде всего устное народное творчество. Сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки – не только настоящая сокровищница народной мудрости, но и богатый материал для развития речевых способностей, воображения, фантазии, а так же воспитание любви к родному краю и русскому языку. Оно позволяет выработать четкое произношение звуков; совершенствовать слоговую структуру, развивать фонематические процессы, словарные запас и связанную речь.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица. В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные
(образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.
Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на скромность, трудолюбие героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки. Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев сказки, любят превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Чтение сказок перед дневным сном: они погружают ребёнка в мир поэзии, успокаивают. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая — словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследуем конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Нужно дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Мы рассказываем детям о хлебосольстве, гостеприимстве русского человека, раскрываем перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа. Стараемся вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Благовещение, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Народные праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Осуществляем это практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Детство — благодатная пора для формирования патриотических чувств и интернационального сознания у детей. Именно в этом возрасте необходимо давать знания о культурном наследии и фольклорных традициях своего народа. Воспитывать интерес, уважение и чувство гордости за свою Родину, свой народ через народные подвижные игры. Хорошо известно, что игра — вид деятельности, имеющий большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников. При этом имеются в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры. В каждой игре закладывался символический смысл, связанный с различными сторонами жизни народа. Поэтому народные игры просто необходимо использовать в воспитании дошкольников, причём не просто ознакомить ребёнка с условиями игры, но и рассказать, откуда пришла эта игра, с чем она связана, с учётом этнорегионального компонента. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения. Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Основной формой организации работы с детьми является непосредственно — образовательная деятельность. Занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. Стало традицией отмечать именины детей, непременным атрибутом которых являются забавы, народные игры, добрые пожелания, подарки, сделанные своими руками, рисунки.
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций; формируются первые представления о культуре своего народа; обогащается словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей развиваются двигательные навыки, чему способствуют подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепляется представление о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.