Надежда Орлова
Речь детей раннего возраста. Основные показатели речевого развития детей 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на третьем году жизни
На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
Публикация «Речь детей раннего возраста, Основные показатели речевого развития детей 2–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т. д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления.
У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: где кошка? Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? И т. п.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребё нок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.
«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов.
Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например, знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? И др.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например, сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.
Дети от трех до четырех лет
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный запас ребенка составляет до 800-1000слов.
У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед,
«атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков в слове при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительный гласный («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно говорить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими их нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно увеличивается и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правильный порядок слов в предложении («я хочу нет» - я не хочу, нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов»).
Воспитатель учит детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание.
Звукопроизношение. Произношение детей трех-четырех лет характеризуется рядом особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).
1. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака); заменяются: с-ф («фобака» -собака, ц-ф («фыпленок» - цыпленок, з-в («вамок» - замок, с-т («тобака» - собака, з-д («дамок» - замок, ц-т («тветок» -цветок).
2. Шипящие звуки ш, ж,щ, ч произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка»,
«фапка» - шапка, ч-ц,ть («оцки», «отьки» - очки, щ-сь, ть («сётка», «тётка» - щётка).
3. Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «учка» - ручка); заменяются звуком л’ («лямпа»-лампа, «люка» - рука).
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.