Приложение МААМ

Реализация ФОП ДО подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет в общеразвивающих группах детского сада

Юшкова Анна Владимировна
Реализация ФОП ДО подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет в общеразвивающих группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет в общеразвивающих группах детского сада: цели, задачи, рекомендации к проведению занятий»

Юшкова Анна Владимировна, учитель-логопед I квалификационной категории

МАДОУ №17 «Серебряное копытце», ГО Карпинск, Свердловская обл.

Публикация «Реализация ФОП ДО подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет в общеразвивающих группах детского сада» размещена в разделах

Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Далее метод совершенствовался.

Основой обучения грамоте становится звук.

В звуковом аналитическом методе к звуку делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путём.

В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов – к словам, потом к предложениям.

При обучении грамоте используется аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.

Что же включает в себя «Речевое развитие»?

Речевое развитие включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подготовка к обучению грамоте – это первый (или начальный, или подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте ребёнка:

- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

- развитая моторика рук (выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма).

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

- развитие умения вслушиваться в слово;

- выделять звуки;

- различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

- последовательно выделять звуки;

- устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слово», «предложение»;

• знакомить с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами обозначения звуков;

• формировать умение называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• формировать умение детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, сопоставлять слова по звуковому составу;

• формировать умение детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определение ударного слога;

• формировать умение различать в предложениях слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т. к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете. Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумление буквы, рассматривание букв разного шрифта и величины, игры с буквами: их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т. д.).

Понятие предложение дается тоже через зрительный образ – это схемы (например: длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных, буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.

1 этап - добуквенный

Подготовительный этап.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук». Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен (колокольчик) - маленький бубен (колокольчик); узнавание и дифференциация различных шумов (стук карандашей, ложек; шуршание бумаги, фольги).

Предлагаемые игры: «Звучащие баночки», «Услышишь – подпрыгни»; «Кто позвал?»; «Звуковые самолёты»; «Как зовут сестрёнок?»; «Громко – тихо»; медленно – быстро» и т. д.

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, на этой неделе у нас тема «Весна. Перелётные птицы» мы делим на слоги слова: грач, ле-бедь, во-ро-на, ку-куш-ка, лас-точ-ка и т. д.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

- «Гнёзда»: количество яиц в гнезде соответствует количеству слогов;

-«Дом»: цифра на доме, соответствует количеству слогов в названиях птиц;

- «Дерево»: количество листиков соответствует количеству слогов и т. д.

2 этап -

Знакомство с гласными звуками и буквами.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [у]. Детям рассказываем, что паровоз едет и гудит громко и долго «У-у-у!», предлагаем погудеть, как паровоз. Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы сложены в узкую трубочку. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем маленький кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

- «Поиграем на дудочке» - дети имитируют игру на музыкальном инструменте.

- «Произнеси звук, который я показала» - педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его.

- «Назови слова с заданным звуком ([а], [о] и т. д.)

- Назови первый (последний) звук в слове … и т. д.

Предложить коллегам назвать ещё 2-3 игры (прошлая встреча).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

«Раздаём подарки»: подарим Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане - звук [а].

На этом этапе, мы так же, учим детей слышать гласные звуки, например, звук [и]

- в ряду других звуков: а, у, и, а, и, и.

- в ряду слогов: им, ум, ам, ин, ас.

- в ряду слов: аист, усы, артист, осы

- в тексте: Ира садит цветы ирисы.

Так же на этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова. В середине слова.

Для этого используем пособие - звуковые линейки.

И, на этом же этапе, вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.

Знакомим с гласными буквами.

Правило: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (слайд).

Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

- Покатилось колесо, превратилось в букву О;

- У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

- А – как лесенка стоит, начинает алфавит и т. д.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов: «Написать букву в воздухе, на столе», «Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек»; «Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе»; «Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов»; «Угостить фигурным печеньем в виде буквы»; «Вылепить из пластилина, теста»; «Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте».

3 этап -

Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [с]- согласный, глухой, твёрдый.

Детям можно рассказать: кран открыли, сильно побежала вода: С-С-С (Используем карточки-символы звуков). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – зубы, значит звук - согласный. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [с]- глухой (используем символ – колокольчик перечёркнутый). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: кирпич – твёрдый, подушка – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с согласными буквами.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

* Закрепляем правило: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем».

Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям в овладении навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуем следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- «Найди и обведи заданную букву»

- «Поставь буквы по порядку – и получишь слово» и т. д.

- Выкладывание букв крупы, из счётных палочек, из природного материала (веточки, палочки и т. д.) верёвочки (нитки) на бархатной бумаге, вылепить из глины, пластилина, теста и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, вводя малыша в мир чтения, мы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Главное - Слышать слово, состоящее из звуков!

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас – взрослых, от нашего терпения и доброжелательности. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об украшении детского сада «Подготовка к Новому году»Фотоотчет об украшении детского сада «Подготовка к Новому году» Окончания старого года и наступление нового ждут и взрослые и дети. Это праздник с красивой наряженной лкой, ожиданием подарков, исполнения.

Оформление музыкального уголка в группах детского садаОформление музыкального уголка в группах детского сада Чтобы грамотно оформить музыкальный уголок в своей группе, нужно учитывать ряд требований: 1. Расположение должно быть максимально удобным.

Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада. " Упражнение для вызывания звука: -б-".

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация ФОП ДО подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет в общеразвивающих группах детского сада
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 16:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация ФОП ДО подготовка к обучению грамоте детей 4–7 лет в общеразвивающих группах детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Юшкова Анна Владимировна (УИ 680332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД