МААМ-картинки

Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ

Ивашевская Ирина Павловна
Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ»

курсов повышения квалификации педагогов ДОУ

по теме «Современные педагогические технологии музыкального воспитания дошкольников»

05.11 – 22.11. 2019 г.

Выполнили:

Ивашевская Ирина Павловна

Проверила:

старший преподаватель

Каменская Оксана Александровна

Новосибирск-2019

Публикация «Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ» размещена в разделах

Тема: «Слушание музыки в процессе применения музыкально-дидактических игр»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе ООП ДОУ (на основе программы «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ — М. : «Мозаика Синтез», 2014 г. ;)

Парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. А. Новоскольцевой и И. М. Каплуновой – СПб. : «Композитор», 1999г. ;

Актуальность заключается в системном музыкально-слуховом развитии и воспитании дошкольников с учетом их возрастных особенностей. Программа позволяет в доступной игровой форме помочь разобраться детям в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Программа рассчитана на детей от 3 до 7лет

Количество занятий в неделю -2.

Форма реализации - часть занятия.

Длительность занятия зависит от возрастных особенностей детей от 2- 5 минут

Цель: Формирование слухового восприятия посредством музыкально-дидактических игр.

Задачи:

- приобщать детей к музыкальной культуре

- развивать слуховое восприятие детей

- воспитывать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности

Ожидаемые результаты освоения программы.

Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов.

Различать части произведения.

Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.

Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.

Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

Музыкально-дидактические игры. Раздел «Слушание музыки». 2 младшая группа(3-4года)

Карточка №1 «Кто поёт?»

Дидактическая задача

Развитие сенсорного опыта детей мл. возраста. Знакомство со звуками живой и неживой природы.

Атрибуты

Треки со звуками природы на флэш –носителе, набор карточек по теме дидактической игры.

Игровое правило

Отгадать «Кто поёт? «Что звучит?»

Игровое действие

Слушать и отгадывать, чьи голоса, звуки, шумы звучат.

Игровое содержание

Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: звуки природы, транспорт,пение птиц, голоса животных.

1-й вариант: Дети слушают и отвечают, оценивают правильность ответов.

2-й вариант: Дети слушают и поднимают карточку с правильным на их взгляд ответом.

Карточка №2 «Шум или музыка

Дидактическая задача

Развитие музыкального опыта и тембрового слуха детей младшего возраста

Атрибуты

Флэш-носитель со звуками природы и музыкальных произведений.

Игровое правило

Прослушать и отгадать, что слышишь: шум или музыку?

Игровое действие

Если дети слышат шум- они топают, если музыку- хлопают.

Игровое содержание

Воспитатель : Всё на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Листопада тихий шёпот

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Не шуршания, не стуки-

Музыкальные есть звуки.

Дети слушают и отгадывают, выполняя определённые действия.

Карточка№3 «Тихие и звонкие звоночки»

Дидактическая задача

Развитие тембрового слуха, умения различать тихое и громкое звучание голоса и муз. инструментов.

Атрибуты

Колокольчики, браслеты-бубенцы, звенелки- самоделки.

Игровое правило

Координировать свои движения, добиваясь тихого и громкого звучания.

Игровое действие

Дети выполняют игровые действия под пение ведущего.

Игровое содержание

М. Р. поё т: Ты звени звоночек тише

Чтоб никто тебя не слышал.

Ты сильней звени звонок,

Чтобы каждый слышать мог.

Муз. Р,Рустамова сл. Ю. Островского

На первую часть песенки дети звенят тихонько,

На вторую- громко и уверенно.

Карточка № 4 «Кукла пляшет, кукла спит»

Дидактическая задача

Развивать у детей динамический слух, представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)

Атрибуты

Куклы или игрушки по количеству играющих детей.

Игровое правило

Слушать музыку и выполнять действия с игрушкой в соответствии с характером музыки.

Игровое действие

Под весёлую музыку дети танцуют с куколкой, под спокойную- укачивают.

Игровое содержание

Воспитатель включает танцевальную музыку, дети выполняют танцевальные движения с игрушкой, услышав спокойную музыку, укачивают и баюкают кукол.

Карточка №5 «Зайцы и медведи»

Дидактическая задача

Совершенствовать слуховое восприятие детей, слышать и различать высокие и низкие звуки.

Атрибуты

Плоскостные деревья и кусты (можно заменить стульями, ДМИ- бубен

бубенцы, флэшноситель с музыкой «Тяжёлый-лёгкий»(ОРФ)

Игровое правило

Слушать внимательно звучание инструментов (музыки) и двигаться в соответствии с ней.

Игровое действие

Звучит бубен- дети двигаются как медвежата, бубенцы- прыгают зайчики. Инструменты не звучат- прячемся за кустики.

Игровое содержание

1-й вариант: М. Р. играет в бубен- дети, изображая медведей, двигаются по полянке. М,Р, играет на бубенцах- прыгают зайчики. Инструменты меняются несколько раз. В конце игры- пауза, тишина. Дети тихо прячутся за деревья и кусты.

2-й вариант: Педагог включает музыку «Тяжёлый-лёгкий». Со сменой эпизодов, дети самостоятельно меняют образные движения в соответствии с музыкой.

Карточка №1. ЛЕСЕНКА.

Дидактическая задача

Развитие звуковысотного слуха.

Атрибуты

Не требуется

Игровое правило

Внимательно слушать и наблюдать, чтобы правильно определить движение мелодии.

Игровое действие

Различать движение мелодии вверх и вниз.

Игровое содержание

Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.

Музыкальный материал. «Лесенка» Е. Тиличеева

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь»

Карточка №2. КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК.

Дидактическая задача

Учить воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.

Атрибуты

Картинки с изображением животных.

Игровое правило

Подобрать правильный ответ в пособии

Игровое действие

Слышать звучание регистров, соответствующих персонажам.

Игровое содержание

Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.

«Воробей» - в высоком,

«Заяц» - в среднем,

«Медведь» - в низком

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.

Музыкальный материал. «Зайчик» русская народная мелодия, «Медведь» В. Ребикова, «Воробей» М. Красев

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Карточка №3 Лесенка-чудесенка.

Дидактическая задача

Развитие звуковысотного слуха.

Атрибуты

Металлофон.

Игровое правило

Слушать и угадывать движение мелодии.

Игровое действие

Различать движение мелодии вверх и вниз.

Игровое содержание

Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

Карточка №4. ПЕСНЯ. ТАНЕЦ. МАРШ.

Дидактическая задача

Развивать представления об основных жанрах музыки.

Атрибуты

Набор карточек.

Игровое правило

Внимательно слушать и правильно выбрать карточку.

Игровое действие

Уметь различать песню, танец, марш.

Игровое содержание

В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку.

Карточка №5. КТО КАК ПОЕТ.

Дидактическая задача

Развитие музыкальной памяти.

Атрибуты

Игровое правило

Внимательно слушать и повторять за воспитателем короткие звукоподражания в стихотворениях, передавая образ героев.

Игровое действие

Повторять короткие звукоподражания за взрослыми

Игровое содержание

Воспитатель читает короткие стихотворения:

Ясное солнышко

Рано встает

Песни петух

На заборе поет:

Ку-ка-ре-ку

Ку-ка-ре-ку

Свинка на завтрак

Ведет поросят

Круглые глазки

Как бусы блестят,

Хрю, хрю, хрю.

Утки спешат

Искупаться в пруду

Желтой цепочкой

По тропке идут,

Кря, кря, Скачет козленок

По траве:

Скок-скок.

Весело лает

У будки щенок:

Гав-гав.

Рыжий Бобик

Кошку Мурку напугал:

Гав-гав-гав.

Ссоры все пора забыть,

Лучше весело дружить

Долго не сердить, быстро помирись.

Вместе весело играли,

И друг друга догоняли:

Мяв-гав, мяв-гав.

Карточка №6. КУБИК «УГАДАЙ-КА».

Дидактическая задача

Воспитывать интонационный слух.

Атрибуты

Кубик с изображением предметов.

Игровое правило

Передать голосом звучание предмета, чтобы он был узнаваем.

Игровое действие

Учить подражать звучанию различных предметов голосом.

Игровое содержание

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т. д.

Музыкально-дидактические игры (слушание).

Старшая группа.

Дидактическая задача «Три цветка»

Развивать представление о характере музыке

Атрибуты Три цветка из картона, в середине нарисовано «лицо» - спящее, плачущее, весёлое

Игровое правило Дети сидят полукругом, перед ними три цветка.

Игровое действие Игра на слуховое внимание

Игровое содержание Педагог проигрывает произведение. Выбранный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его детям. Все дети участвуют в определении характера музыки

Дидактическая задача «На чём играю»

Развивать у детей тембровый слух.

Атрибуты Конверты с карточками, изображающими музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты, ширма.

Игровое правило Дети сидят за столами полукругом, перед ними ширма, за ней музыкальные инструменты.

Игровое действие Игра на слуховое внимание.

Игровое содержание Детям раздают конверты с карточками. Педагог проигрывает мелодии на любом инструменте за ширмой. Дети определяют звучание инструмента и поднимают соответствующую карточку.

Дидактическая задача «К нам гости пришли»

Научить детей подбирать ритм для персонажей.

Атрибуты Игрушки – медведь, зайчик, лошадка, птичка. Музыкальные инструменты : бубен, металлофон, ложки, колокольчик.

Игровое правило

Игровое действие Дети стоят вокруг стола с музыкальными инструментами.

Игра на развитие ритма

Игровое содержание

К детям приходят в гости игрушки. Медведь просит сыграть медленным звуком на бубне, Зайчик хочет попрыгать под быстрые удары по металлофону, Лошадка скачет под ритмические удары ложек, Птичка летает под звон колокольчика.

Дидактическая задача «Какая музыка»

Развивать музыкальную память и слух.

Атрибуты Карточки-картинки с изображением танцующих вальс, народный танец, польку.

Аудиозаписи.

Игровое правило Дети сидят на стульчиках, у них в руках карточки-картинки.

Игровое действие Игра на память и слух.

Игровое содержание Детям раздаются карточки-картинки. Педагог проигрывает аудиозапись музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на картинках. Дети поднимают нужную карточку.

Дидактическая задача «Кто поёт?»

Развивать у детей способность развивать регистры (высокий, средний, низкий).

Атрибуты Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа, маленький сынок.

Игровое правило Дети сидят на стульчиках, перед ними фланелеграф с тремя карточками.

Игровое действие Игра на различие высоких, средних и низких регистров.

Игровое содержание Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что в этой семье все поют разными голосами. Педагог исполняет три пьесы в разных регистрах. Объясняет, что пьеса в низком регистре называется «Рассказ папы», в среднем регистре «Колыбельная песня», которую мама поёт своему сыну, а пьеса в высоком регистре «Маленький марш», под которую мальчик марширует. После повторного исполнения пьес, дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.

Подготовительная группа

Карточка №1 «Составь оркестр»

Дидактическая задача

Развивать восприятие музыки и узнавать звучание различных оркестров: народного, симфонического, духового. Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).

Атрибуты

Карточки с изображением музыкальных инструментов

Игровое правило

Правильно выбрать музыкальный фрагмент, к своему музыкальному инструменту.

Игровое действие

Прослушав фрагмент музыкального произведения «собраться» в оркестр

Игровое содержание

Детям раздаются карточки; звучит музыка (фрагмент) «Полянка», «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Или звучит «Полька» Д. Шостаковича из Первой балетной сюиты, «В пещере горного короля» Э. Грига или «Военный марш» Г. Свиридова. Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками русских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов.

Карточка №2 «Три поросенка»

Дидактическая задача

Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Атрибуты

Картинки с изображением поросят, картинка с изображением домика.

Игровое правило

Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровое действие

Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровое содержание

Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку

При выполнении всех условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

Карточка №3 «Весело-грустно.»

Дидактическая задача

Развивать у детей представление о характере музыки : весёлая, спокойная, грустная

Атрибуты

Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3. : «Три настроения» Левкодимова.

Игровое правило

Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим

Игровое действие

Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровое содержание

Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

Карточка №4 «Чей это марш?»

Дидактическая задача

Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Атрибуты

Прямоугольная карточка (38-13см, разделённая на три квадрата. На первом - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)

«Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г. Левкодимова.

Игровое правило

Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровое действие

Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровое содержание

Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Карточка № 5 «Слушай внимательно»

Дидактическая задача

Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш, развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.

Атрибуты

Ранее изученный материал

Игровое правило

Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровое действие

Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровое содержание

Предложить детям творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т. е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

«Урок вежливости». Конспект ООД с использованием игровых технологий в подготовительной группе Тема: «Урок вежливости» Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Задачи: повторить правила хорошего тона;.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Создание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском садуСоздание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском саду Очень важно для развития ребенка, его окружение и развивающая среда. Для этого мы- воспитатели,трудились целое лето, чтоб вновь прибывшим.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 10:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация игровых технологий в процессе музыкального воспитания в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ивашевская Ирина Павловна (УИ 2404148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД