Анна Зиновьева
Развивающие игры с разноцветными помпонами для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему:
«Развивающие игры с разноцветными помпонами
для детей дошкольного возраста»
Составил:
Учитель – логопед, первая категория
Зиновьева Анна Павловна
Саратов, 2023 год
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
• показать значимость развития моторики у детей
Публикация «Развивающие игры с разноцветными помпонами для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
• знакомство педагогов со способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов
• внедрение новых технологий обучения.
Оснащение: разноцветные помпоны трех размеров, канцелярские резинки, лотки для сортировки, разноцветные коктейльные трубочки, пинцеты, поп ит, трубки-антистресс, стаканы-непроливайки, ложки, палочки для суши, разноцветные тарелки, щетка, совок, одноразовые тарелки, цветные тарелки на браслетах.
Введение
Учёные-психологи, давно доказали связь между мелкой моторики руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
• Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
• Крупная моторика – движение всей руки и всем тело.
• Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Все виды моторик заключаются в методике – пальчиковой гимнастики.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
• Повышается тонус коры головного мозга.
• Развиваются речевые центры коры головного мозга.
• Стимулируются развития речи ребёнка.
• Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
• Развивается чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливается рука к письму.
• Поднимается настроение ребёнка.
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
Вовлечены следующие сферы:
• Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.
• Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.
• Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).
• Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
• Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.
Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Планируемые результаты:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Литература: https://montessorihome.ru/blog/25-montessori-igr-s-pomponami, https://logopedprofiportal.ru/blog/795257, https://www.kras-dou.ru/303/images/16-17/str-ped/kolman/metod/9.pdf, https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/13/proekt-razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Сколько же игр и интересных занятий можно придумать на развитие мелкой моторики рук! Сегодня мы поиграем с этими яркими мягкими помпонами!
1. Цветная сортировка.
2. Счет. Это так просто! просто подпишите цифры на тарелочках и изучайте счет!
3.«Помощники» Развиваем навыки практической жизни - заметаем помпоны на совочек при помощи метелочки.
4. Сортируем по размерам большой-средний-маленький. Будет идеально, если для начала все помпоны будут одного цвета.
5. Артикуляционная гимнастика - это скучно) А вот устроить гонки - весело! Дуйте на помпоны и смотрите чей быстрее доберется до финиша!
6. Тренируем логику - собираем по образцу!
7. «Рогатка» Помпоны такие мягкие! Ими можно играть в подвижные игры! Из любого цилиндра удобного диаметра можно сделать подобие рогатки и вперед!
8.«Проталкивай и выдувай»
9. Цветные "заплатки". Предложите раскрасить картинки яркими помпонами!
10. «Цветные браслеты».
11. «Продолжи ряд»
12. «Веселая перчатка»
13."Нажми и заполни"