Орлова Нина Михайловна
Инновационный проект Тема: «Логико-математические игры, как средство интеллектуального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра- это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Теоретические и экспериментальные работы А. С. Выготского, Ф. Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специ-фических качеств - логическое мышление, творческое воображение, осмыс-ленная память - не может развиваться у ребёнка в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский “ведущую роль в психическом развитии ребенка”.
Публикация «Инновационный проект Тема: „Логико-математические игры, как средство интеллектуального развития детей“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Темочки
Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Так же важно отметить, что развитие интеллектуальных способностей детей именно в игре очень важно в свете последних событий, происходящих в дошкольном образовании. Введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует от нас, педагогов, ухода от «парадигмы знаний», развитие – вот цель современного дошкольного образования.
Осознавая важность выше изложенного, была определена цель работы: - процесс интеллектуального развития детей будет проходить успешнее при широком и систематическом использовании логико-математических игр в образовательной деятельности
Задачи:
1. Сформировать у детей прочный интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
3. Показать значимость логико-математических игр и упражнений в развитии памяти, речи, мышления детей дошкольного возраста и осуществить взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Предполагаемый результат:
1. Ребенок умеет целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавли-вать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, умеет видеть себя глазами окружающих.
2. У ребенка сформированы:
- положительная мотивация к обучению, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- произвольность внимания: умеет планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами;
- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3. Повышение педагогической компетентности родителей в интеллектуаль-ном развитии ребенка.
Тип проекта : краткосрочный.
Продолжительность: 9 месяцев.
База исполнения Проекта : МАДОО№3 г. Горячий Ключ, подготовительная группа «Улыбка»
Этапы и сроки Проекта :
I этап-подготовительный с 10.09.2014-24.09.2014.
II этап-основной с 1.10.2014 – 30.04.2015.
III этап-заключительный с 1.05.2015- 25.05.2015.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители (законные представители) подготовительной группы «Улыбка»
Новизна проекта состоит в повышении уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе
1. Сущность логико – математической игры, как средства интеллектуального развития дошкольников.
Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность проявлению элементарной творческой и познавательной активности. Логико-математические игры способствуют освоению детьми эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, со-общает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поста-вить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает по-этому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Поэтому преимущество отдаётся логико-мате-матическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. 2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Работая в саду не первый год, заметили, что интерес детей к логико-математическим играм не велик и пришли к выводу о том, что надо искать новые пути привлечения внимания детей к логико-математическим играм.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Логиче-ские игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Организовать образовательную деятельность, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, были определены основные пути решения проблемы в данном направлении:
- создание предметно-развивающей среды;
- разработка перспективного плана на 2014-2015 учебный год «Использование логико-математических игр при организации игровой деятельность детей и взрослых»;
- разработка методических рекомендаций для родителей.
В логико-математических играх и упражнениях планируется использовать специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Специально структурированный материал - это:
- геометрические формы (обручи, геометрические блоки);
- схемы;
- схемы-правила (цепочки фигур);
- схемы функции (вычислительные машины);
- схемы операции (шахматная доска).
Используемый дидактический материал:
- образцы, схемы;
- карточки с изображением предметов;
- палочки Кюизенера;
- блоки Дьенеша;
- геометрическая мозаика и головоломки;
- настольно-печатные игры по математике;
- «Колумбово» яйцо;
- шашки и шахматы;
- игра «Танграм».
Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, он был разделен условно на 3 группы:
а) Развлечения : загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
б) Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
в) Дидактические игры и упражнения : с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности планируем использовать следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка :
- это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой и т. д.)
- дидактические игры : («Найди ошибку», «Фотограф», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.
- развивающие игры-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В. Никитина, «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» и развивающие игры В. Воскобовича.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в дошкольной организации, должны подкрепляться в условиях семьи. Намечена следующая работа с родителями по данной теме:
1. При помощи родителей планируется оформить развивающую среду в группе, а также нацелить родителей на приобретение игр в домашнюю игротеку.
2. На родительских собраниях будем познакомить родителей с некоторыми логико-математическими играми для расширения кругозора.
3. Один раз в квартал состоятся для родителей практические занятия «В гостях у Почемучки».
4. Проведение открытых мероприятий, на которых родители увидят результаты работы.
5. Для родителей будет разработана «Памятка» по использованию игровых технологий.
Список использованной литературы
1. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М. : Учитель, 2007.
2. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.
3. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб. : Оникс, 2006.
4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Ювента, 2006.
5. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М. : Книголюб, 2007.
6. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М. : АСТ, Слово, 2009.
Приложение
Перспективный план на 2014-2015учебный год
«Использование логико-математических игр при организации игровой деятельность детей и взрослых»
Октябрь.
Игра «Матрёшки» - развитие внимания и наблюдательности у детей.
Игровое упражнение «Дорисуй», «Дострой» - развитие у детей геометрического воображения.
Игры с полосками - развитие комбинаторских способностей.
Ноябрь.
Игра со счётными палочками. Составление треугольников и квадратов - упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры.
«Разговор по телефону» - развитие пространственных представлений.
Декабрь.
«Муравьи» - формирование представлений о символическом изображении вещей.
Словесная игра «Скажи наоборот» - развитие логического мышления.
Январь.
«Танграм».
Логическая таблица «какая фигура здесь лишняя» - развитие логического мышления, умение доказывать правильность решения.
Игры с полосками - развитие комбинаторских способностей.
Февраль.
Игры с палочками «Заборчик», «Зоопарк», «Построй мост» - упражнять детей в сравнении полосок. (палочки Кюзенера).
Логические концовки - развивать мышление.
Март.
«Блоки Дьенеша» - развитие и совершенствование умения классифицировать предметы. «Найди свой домик», «Кто где живет».
«Рассеянный художник» - развитие наблюдательности и не до деятельности.
Игры с полосками - развитие комбинаторских способностей.
Апрель.
игра «С одним обручем» - формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Игра «С двумя обручами» - формирование логического отрицания, классификация по двум свойствам.
Май.
Игра «Танграм». Составление фигуры силуэтов животных, птиц, транспорта и т. д. - учить детей анализировать способ расположения частей. Составлять фигуру по замыслу.
Составление клоуна из геометрических фигур.