Вера Матвей
Развивающая предметно-пространственная среда для организации деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Условия успешной реализации целей проекта необходимо
5. Основное содержание проекта:
- Теоретическое обоснование проекта
- Моделирование предметно-развивающей среды в ДОУ
- Планирование развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада
6. Этапы проекта
7. Ожидаемые результаты внедрения проекта
8. Заключение
9. Список литературы.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для организации деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
1. Введение
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика - как отражательная способность мозга. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятий.
Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. Предметно-развивающая среда должна быть :безопасной, насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной, развивающей, адекватной, эстетической, презентабельной, транслируемой
Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно – обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении.
Нет определённых жёстких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утверждённых перечней оборудования. Педагог имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
2. Актуальность проблемы и темы исследования на научно-теоретическом уровне объясняется тем, что в настоящее время недостаточно разработана проблема организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
3. Цель проекта –
Влияние условий предметно-развивающей среды детского сада на социализацию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному вопросу с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
2. Повысить эффективность социализации дошкольников в ДО, то есть развития у них познавательных и коммуникативных компетентностей, творческих способностей через моделирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и включения инновационных педагогических технологий.
3. Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно-развивающей среды.
4. Выяснить возможности реализации данного проекта через взаимодействие педагогического коллектива и семьи детей.
Участники проекта:
воспитатели группы, младший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников, администрация МДОУ
4. Условия успешной реализации целей проекта необходимо:
1. Создание в ДО развивающего образовательного пространства, направленного на повышение роли жизненных ценностей у детей, их всестороннего развития и для успешной реализации целей социального развития ребёнка-дошкольника.
2. Необходим высокий уровень профессиональной компетентности, единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.
5. Основное содержание проекта
5.1 Теоретическое обоснование проекта
Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научить воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, гуманизации процесса воспитания и обучения, то есть субъективные отношения между детьми и педагогами. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одна из наших задач – создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Объективная необходимость моделирования содержания созданной предметно-развивающей среды продиктовано следующими факторами:
должна закладывать основы первичного мировоззрения;
способствовать успешной социализации ребенка;
необходимостью формирования ключевых компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
обеспечением взаимодействия дошкольной организации и семьи с целью вовлечения родителей в оказании помощи по созданию условий для социализации дошкольника;
необходимостью использования инновационного опыта отечественной и зарубежной методических технологий для развития физических, социальных, информационных навыков;
обеспечение потребности дошкольника в социализации.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада должна обеспечить:
Реализацию различных образовательных областей;
В случае организации инклюзивного образования – необходимые условия для их реализации;
Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Учет возрастных особенностей детей.
5.2 Моделирование предметно-развивающей среды в ДО
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги дошкольного учреждения придерживаются принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствуются педагогическими принципами, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. При построении предметно-пространственной среды соблюдаются принципы:
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности – динамичности;
- Полифункциональности;
- Гендерный подход.
5.3 Планирование развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада состоит из следующих шагов:
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ РППС группы, определив проблемные области (над чем нужно работать).
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей данной возрастной группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов (план работы).
Прежде чем приступить к оформлению группы, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью. По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ РППС.
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды группы необходимо упорядочить РППС: привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями основной образовательной программы; продумать поло-ролевую направленность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявить и удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в ФГОС, таким как:
1) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
2) Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
3) Вариативность среды предполагает : наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4) Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей
- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает :
-соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
-предметное наполнение группы должно быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус.
-необходимо учитывать психофизиологические факторы, т. е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами РППС.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.
6. Этапы проекта
Наименование мероприятия
Изучение документов, регламентирующих выбор
оборудования, учебно - методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста
Анализ условий, которые должны быть созданы в
соответствии с современными требованиями,
предъявляемыми нормативными документами:
Программой воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Концепцией дошкольного
воспитания
Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта
Подбор, приобретение и изготовление
необходимых дидактических пособий, детской и
игровой мебели и игровых уголков
Зонирование группы
согласно принципам
построения развивающей среды
Работа по созданию развивающей среды в группе
для решения задач, обеспечивающих полноценное
развитие детей раннего возраста
7. Ожидаемые результаты внедрения проекта
для воспитанников
активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
проходят через закономерные стадии развития;
обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и всестороннее развитие ребенка;
неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
ожидаемые результаты для ДО
Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста,
Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
8. Заключение
Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиления интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Для нас, инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса.
Любое полученное знание, информация имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод:
• социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
• социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;
• программа социального развития отражает различные сферы социальной культуры и может быть реализована в соответствующих разделах воспитания;
• эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом
• возрастных особенностей дошкольников.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, дошкольное учреждение является традиционной формой дошкольного образования, но в тоже время является базисом для организации вариативных форм : организации работы с педагогами, детьми, семьёй.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] / Т. Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. - С. 32 - 34.
2. Венгер Л. А., Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. - М. : Педагогика, 1990. - С. 27-34.
3. Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве [Текст] / Отв. редактор Курнешова Л. Е. - М. : Центр «Школьная книга», 2004. - 109 с.
4. Гринявичене, Н. Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Т. Гринявичене. - Киев: [б. и. ], 1989. - 21 с
5. Железнова С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. №122 Солнышко г. Тольятти [Текст] / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.