МААМ-картинки

Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ

татьяна Попова
Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Визитка

Слайд 2

В 2012 году нашему ДОУ присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

СЛАЙД 3

Проблема:

Проанализировав ряд программ по дошкольному воспитанию пришли к выводу, что все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Публикация «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах

Вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.

Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией.

СЛАЙД4

Актуальность проекта:

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования к методам обучения и воспитания дошкольников, а так же и к самому воспитателю. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

умение видеть проблему и ставить вопросы;

уметь доказывать;

делать выводы,

высказывать предложения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.

СЛАЙД5

Цель исследования: разработать и внедрить модель развития устойчивого познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через проектный метод.

СЛАЙД6

Объект: экспериментирование дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предмет: процесс становления и развития устойчивого познавательного интереса, исследовательской активности детей дошкольного возраста.

СЛАЙД7

Гипотеза : использование модели развития исследовательских способностей через проектный метод в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

СЛАЙД 8

Задачи:

1. Создать и внедрить модель процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в поисково – исследовательской деятельности дошкольников.

2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые технологии и технологии проектирования, формирующие развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.

3. Сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска : поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат.

4. Развить у детей элементарные естественно - научные представления.

5. Создание общей исследовательской и творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

6. Повысить уровень компетентности педагогов по сопровождению исследовательской деятельности детей и совершенствования их познавательной активности.

7. Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования дома.

СЛАЙД 9

Рассматривая исследовательское обучение, как один из основных факторов развития детей мы реализуем развитие новых партнерских отношений ребенок – педагог – родитель.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель поисково-исследовательского обучения, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности (рис 1).

СЛАЙД10

Творческой группой экспериментальной площадки ДОУ были выбраны три основные темы долгосрочных проектов по развитию у детей поисково-исследовательской активности каждый сроком - год,

Явления и объекты неживой природы:

Основы физиологии человека;

Личность. Культура. Общество.

СЛАЙД 11

Данные темы были выбраны не случайно, так как:

• в возрасте до 4 лет проявляется повышенный интерес к окружающему миру (явлениям неживой природы).

• в возрасте 5-6 лет ребенок начинает активно познавать себя (свое тело, интересоваться как сохранить здоровье, увлекаться спортом и т. д. ,

• возрасте 6-7 лет происходит осознанная адаптация в обществе.

СЛАЙД 12

Каждый проект включает в себя подпроекты (краткосрочные) - 1-2месяца.

Проект «Явления и объекты неживой природы»(2012-2013г) включает в себя десять краткосрочных проектов:

«Наблюдаем за явлениями природы».

«Воздух-невидимка», :

«Волшебная кладовая»

«Кудесница вода»,

«Чудо магниты»,

«Волшебство звуков»,

«Световая энергия»,

«Вес и сила»,

«Наша планета Земля».

СЛАЙД 13

Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, творческой группой был разработан календарно-тематический план работы с детьми по освоению окружающего мира на год, в котором использовали разнообразные формы работы (рис на слайде21)

СЛАЙД 14

Весь процесс организации исследовательской деятельности первого года проходил поэтапно (рис 2).

СЛАЙД 15

Для выявления общих сведений был реализован проект «Наблюдения за явлениями природы». В группе создавались такие ситуации, которые вызывали интерес и стимулировали дошкольников к исследованиям, Использовались фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд на вещи.

«В темнице»,

• Песочный замок»,

«Помоги достать гвоздик»,

«Авария свет погас»,

«Фонарь-указка»

При этом обеспечивалось развитие таких исследовательских умений как:

• Умение принять проблему, поставленную взрослым.

• Выдвигать гипотезы её решения и совместно с воспитателем находить способы решения путем экспериментирования.

СЛАЙД 16

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности позволяла создать условия для закрепления полученных представлений.

В каждом тематическом проекте применялся единый ступенчатый технологический подход к развитию исследовательской активности детей отличительной особенностью данного подхода является развитие исследовательских способностей на усложнение от элементарных наблюдений и экспериментов до детских исследовательских проектов.

СЛАЙД 17

В ходе реализации подпроекта «Кудесница вода» использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды (в детском саду и дома) в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». дети узнали о свойствах воды (чем пахнет, какой вкус, испаряется ли вода и т. д.,

СЛАЙД 18

Итоговым мероприятием явилось развлечение совместно с родителями «Королева Вода» где дети показывали элементарные опыты и пытались строить выводы.

СЛАЙД 19

В рамках подпроекта «Воздух невидимка» у детей сформировалось представление о свойствах воздуха и о его значении в жизни всего живого.

СЛАЙД 20

Так был рожден совместно детско - родительский экологический проект воспитанника ДОУ Удовицкий Никита по теме «Воздух которым мы дышим». Данный проект Никита представлял на педагогическом совете ДОУ.

СЛАЙД 21

Педагоги продолжая стимулировать у детей желание исследовать, самостоятельно отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений в рамках подпроекта «Волшебная кладовая» дети узнавали о свойствах почвы, песка, глины.

СЛАЙД 22

Далее у детей возник вопрос где будут быстрее расти растения в глине, песке или почве. Поставили эксперимент с луковицами тюльпанов. Сделали вывод, зафиксировали результат в рисунках и схемах.

СЛАЙД 23

Продолжая работу по развитию исследовательских способностей педагогами обеспечивалась свобода выбора у детей объектов экспериментирования. В ходе реализации проекта «Чудо магниты» были использованы следующие опыты и эксперименты «Как достать скрепку из воды не намочив рук», «От чего зависит сила магнита?» «Магнитная стрелка» «Как работает компас», «Магнитный театр», игра «Поймай рыбку» и др

СЛАЙД 24

В рамках проекта «Чудо магниты» воспитанник группы Марценюк Максим в домашних условиях реализовал проект «Влияние магнита на рост лука», сделал выводы и с гордостью презентовал в группе своим сверстникам.

СЛАЙД 25

Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют виды памяти – зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная».В группе среди детей практикуются разнообразные способы фиксации результатов:.

Календарь погоды.

Дневник наблюдений.

Составление устного рассказа сказки стихов об изучаемом объекте (явлении).Создан сборник «Волшебных сказок сочиненный детьми и родителями. (Приключение капельки», «Капелька спасительница», «Путешествие Белочки», «Почему ночью темно?» «Почему снег белый, «Родник)

схематические зарисовки.

Записи звуков.

Зарисовывание объекта.

Схематическое зарисовывание.

Использование условных знаков.

Обведение объектов.

Планы-схемы. и др

СЛАЙд 26

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в группе вместо традиционных уголков природы оборудованы и постоянно оснащаются центры: «Науки и природы»,

СЛАЙд 27

«Я исследователь»,

Слайд 28

игровой центр, литературный центр «Хочу все знать!».

В нашей лаборатории живет Незнайка-Любознайка. Наш герой вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи задания, удивительные истории, активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Дети могут не только видеть, но и слышать Незнайку: свои задания он присылает на аудиокассетах, вместе с детьми составляет правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Отрадно, что этот герой стал для ребят не просто куклой, а настоящим другом. с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой, разделить радость открытий.

СЛАЙД 29

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно.

Мы на практике убедились в том. что экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. И способствует развитию Рис на сладе

СЛАЙД30

Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.

Контрольный срез показал повышение уровня исследовательской активности детей,.

Динамика изменения уровней исследовательской активности старшего дошкольного возраста в экспериментировании (данные в % от общего количества в группах)

Уровни исследовательской активности Констатирующий эксперимент2012 Контрольный эксперимент2013

Эксперим. гр. Контр. гр. Эксперим. гр. Контр. гр.

Высокий 10 12 15 12

Средний 30 28 55 30

Ниже среднего 34 36 20 35

Низкий 26 24 10 23

СЛАЙД 31

Наряду с единым технологическим подходом к развитию исследовательской активности детей осуществлялась и повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования исследовательских способностей у детей дошкольного возраста используя следующие формы

Проведены консультации:

«Детское экспериментирование»,

«Поисковая активность как основа творчества»,

• «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»,

«Детско-взрослый проект в ДОУ»,

• «Фантазирование, воображение и исследовательское поведение ребенка», Круглый стол

• "Роль проектного метода в повышении профессиональной компетенции педагогов ДОУ».

СЛАЙД 32

Разработаны:

• Структура исследовательской деятельности

• Правила для педагогов занимающихся исследовательской деятельностью с дошкольниками,

• Примерный алгоритм подготовки и структура проведения экспериментирования.

• Классификация методов обучения

В процессе реализации проектов педагогами группы создана картотека занимательных опытов, выпущен сборник сказок сочиненных детьми группы, обучающие презентации «Радуга», «Подводный мир», «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», и др., создан фотовыставка «Я-Исследователь» были разработаны тематические альбомы и пособия по темам:

• Чудо магниты

• Полезные ископаемые Краснодарского края

• Круговорот воды в природе

• Вода вокруг нас

• Свойства воды

• Озера и реки России

СЛАЙД 33

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Были разработаны советы для родителей:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,

«Как помочь маленькому исследователю».

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение».

Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, приобрели глобус, физическую карту мира и отдельно карта России, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т. д.

СЛАЙД 34

Но наряду с положительными результатами в период реализации проекта мы столкнулись с рядом трудностей при взаимодействии с родителями.

Не приветствуются доверительные разговоры родитель-ребенок.

Подтворствование своему ребенку в выполнении капризов.

Понимание родителями необходимости развития исследовательских способностей у детей, но нет подтверждений действиям в домашних условиях из-за огромной занятости родителей на рабочих местах,

Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители сразу дают готовый ответ и не дают возможности ребенку подумать и постараться самому найти ответ, тем самым не развивают самостоятельность.

Неумение вычленить полезную информацию которая доступна и соответствует возрастным особенностям детей,

неадекватное залюбливание своего ребенка.

Все эти и др. трудности дают нам перспективу в работе с родителями на следующем этапе реализации экспериментальной площадки.

СЛАЙД 35

Заключение

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через проектный метод в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной вам модели позволит нам совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определены дальнейшие шаги в развитии взаимодействия с родителями. И свое выступление хочется закончить словами Сухомлинского В. А «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал»

Рис 1.

Рис 3.

.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности и гражданско-правового образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ
Опубликовано: 6 апреля 2013 в 15:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем татьяна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД