Валентина Володичева
Развитие звуковой культуры речи детей 2–3 лет. Обогащение словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2—3 лет — одна из важнейших задач этого возрастного периода.
Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «гулять» и т. д., и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формированию правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.
Умение безошибочно произносить звуки и слова развивается постепенно.
Большую роль при работе с детьми 2—3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горло, — «а-а-а»; как гудит паровоз — «у-у-у», звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю-хрю» и т. д.).
Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т. е. имитация осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.
Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает. В возрасте 2—3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.
Использование иллюстративного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (домашние и дикие животные, также расширяет словарь ребенка. Картинка вместе с представлением о предмете несет представление о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтением литературного произведения, постановкой вопросов, решением учебных задач.
Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т. д.).
Работа с каждой иллюстрацией условно делится на четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга.
I этап — научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.
II этап — вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие названия животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький — большой».
III этап — научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, лапы и т. д.).
IV этап — приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.